В апреле делегация высокопоставленных чиновников правящего Африканского национального конгресса (АНК) в Южной Африке приняла приглашение от того, что партия назвала «давним союзником» — правящей партии России. Делегация, в которую входил заместитель министра иностранных дел страны Элвин Ботеза, отправилась в Москву, чтобы обсудить то, что АНК назвал «изменением мирового порядка».
В этом месяце командующий южноафриканской армией Лоуренс Мбата посетил Москву по приглашению командующего российской армией Олега Салюкова, который назвал это «визитом доброй воли». Министр национальной безопасности ЮАР Кумбузо Нтешавини также посетит Россию через несколько дней, после чего президент ЮАР Рамафоса посетит Россию и Украину в составе мирной делегации африканских лидеров.
Южная Африка открыто настаивала на сохранении нейтралитета в российско-украинской войне, несмотря на свои давние отношения с Россией.
Степень нейтралитета Южной Африки теперь будет проверена в преддверии предстоящего в августе саммита БРИКС между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой.
В марте Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и обвинил его в насильственном вывозе украинских детей в Россию.
ЮАР является одной из сторон, подписавших Международный уголовный суд, при таких обстоятельствах, если Путин ступит в страну, ЮАР будет обязана исполнить ордер на арест. Российский лидер подтвердил свое присутствие на встрече, что подготовило почву для драматической дипломатической дилеммы.
Действительно, Южная Африка заявила, что оценивает свои юридические варианты, в том числе введение иммунитета приезжающим должностным лицам.
Официальные лица Южной Африки заявили парламенту 2 мая: «Мы изучим, как придать Римский статут (учредительный договор Международного уголовного суда) в нашей стране, в том числе путем распространения практики дипломатического иммунитета на глав посещающих государств.
Бывший президент ЮАР Табо Мбеки заявил, что Путин вряд ли будет арестован в стране, что соответствует настроениям внутри правящей партии. В апреле Рамафоса заявил, что страна рассматривает возможность выхода из МУС. Но несколько часов спустя его офис опроверг это утверждение, заявив, что сообщение было результатом недопонимания.
В 2015 году ЮАР не удалось арестовать тогдашнего президента Судана Омара аль-Башира, в отношении которого также был выдан ордер на арест Международного уголовного суда. Но на этот раз ситуация несколько иная, поскольку между Преторией и Москвой, похоже, существуют неопределенные отношения.
«Иррациональные чувства» с Россией
Отношения между ЮАР и Россией годами беспокоили западных экспертов и правительства.
Между двумя странами нет культурных и языковых связей.
Россия также не является крупным торговым партнером ЮАР — на США, Великобританию и ЕС приходится более трети всего импорта ЮАР, а на Россию — всего 0,4%.
ЮАР, как и многие другие африканские страны, воздержалась в октябре прошлого года, когда Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за осуждение России за начало войны против Украины с февраля 2022 года. В итоге резолюцию поддержали 143 голоса. В то время посол Южной Африки в Организации Объединенных Наций подчеркнул, что страна «будет упорно добиваться мира».
Широко распространенное объяснение нежелания Южной Африки критиковать Россию заключается в том, что южноафриканские политики стремятся к более многополярному миру, в котором Африка и Азия получили бы видное место на мировой арене, с большим контролем, включая место в Совете Безопасности ООН.
Оскар Ван Хелден, эксперт по международным отношениям из Йоханнесбурга, сказал: «Мы не хотим гегемонии Соединенных Штатов, но мы хотим сделать мир более справедливым. «Мы рациональные международные акторы, и мы можем видеть, что происходит в глобальном пространстве. вещи. Это не романтизм… мировой порядок должен измениться».
Склонность Претории к Москве — как Коббс Марэ, теневой министр обороны страны и член главной оппозиционной партии ЮАР, Демократического альянса, — называет «иррациональными чувствами» по отношению к России, восходит к истокам АНК.
Африканский национальный конгресс, основанный в 1912 году, является старейшим освободительным движением Африки против правления белого меньшинства в Южной Африке. Он сильно полагался на советскую поддержку в разгар холодной войны.
Ибрагим Расул, бывший посол ЮАР в США, сказал Al Jazeera, что движение «не имеет поддержки со стороны Запада, и Советский Союз — единственный союзник, готовый дать партии время».
Советский Союз оказал АНК столь необходимую финансовую и другую поддержку, когда никто другой не хотел этого делать.
По словам российского историка Ирины Филатова, в 1960-е годы Советский Союз «поставлял оружие, боеприпасы и снаряжение вооруженной группе АНК «Умхонто ве Сизве» (Umkhonto we Sizwe), а кадры и лидеры прошли военную подготовку».
«Ни одна другая страна не оказала такой поддержки АНК», — написала она.
Звелинзима Ндеву, профессор общественного лидерства в Стелленбошском университете, соглашается с этим.
В интервью «Аль-Джазире» он сказал, что Советский Союз «поддерживал АНК в мрачные дни апартеида финансовой помощью и обучением» и «сейчас, в 2023 году, эти отношения все еще существуют, и в этом все дело». Причина, по которой страна остается нейтральной в конфликте между Украиной и Россией».
Но некоторые люди думают, что это сложные отношения.
В 2014 году при президенте Джейкобе Зуме Южная Африка заключила с Россией сделку на 100 миллиардов долларов на строительство атомной электростанции. Но через три года решение местного суда заблокировало сделку.
Южноафриканская оппозиция и гражданское общество видят в этом соглашении попытку дать влияние России в Африке. Зума, ветеран Африканского национального конгресса, до падения апартеида был членом «Морья нации», был главой разведки движения и имел давние связи в Москве.
«Мы сомневаемся в мотивах Зумы, которые хотели подписать эту сделку. Мы знаем, что что-то не так. Кто-то пытается превратить нас в клептократическое государство».
Аналитики отмечают, что даже сегодня Россия, похоже, заставляет Южную Африку действовать.
Аналитик Ван Силден сказал Al Jazeera, что визит в Москву в апреле был направлен на то, чтобы «дать русским представление о сложной ситуации, в которой оказалась Южная Африка», и, возможно, попросить Россию прислать еще одного Путина, которого заменит высокопоставленный политик. .
Фактически, после этого визита другой министр Рамафосы, Обед Бапела, заявил, что российская правящая партия ясно дала понять, что «остановить Путина в Южной Африке будет равносильно объявлению войны России».
трения и санкции
Позиция Южной Африки по отказу от взаимодействия уже вызвала трения с Соединенными Штатами, одним из крупнейших политических и торговых партнеров Южной Африки.
В мае посол США в ЮАР Рубен Бриджит обвинил Южную Африку в поставках оружия в Россию и заявил, что российское торговое судно Lady R, которое в декабре прошлого года пришвартовалось на военно-морской базе Саймонстаун, было загружено оружием.
Власти Южной Африки с тех пор отрицают это в наступлении по связям с общественностью.
Южная Африка, Россия и Китай также недавно провели военно-морские учения. Но эти шаги вызвали возмущение среди южноафриканских оппозиционных партий и заставили их усомниться в нейтралитете ЮАР в российско-украинском конфликте. «Мы хотим, чтобы Южная Африка начала проводить свою политику неприсоединения», — заявила Бригитта на пресс-конференции в мае.
«На бумаге Южная Африка нейтральна, — сказал профессор Ндеу «Аль-Джазире», — но на самом деле, на мой взгляд, это определенно не так».
«Многие из их недавних действий демонстрируют, что АНК прочно связан с Россией», — заявил в недавнем заявлении лидер Демократической юнионистской партии Йохан Стенхаузен.
Стенхаузен добавил, что эта двусмысленность может нанести серьезный экономический и социальный ущерб стране, что может обернуться потерей тысяч рабочих мест в случае иностранных санкций и отношениям страны с западными странами на миллиарды южноафриканских рандов.
В мае, через несколько дней после того, как комментарии Бриджит привели к падению южноафриканского ранда на 2,4% по отношению к доллару, Южноафриканский резервный банк предупредил, что экономика страны может пострадать, если Соединенные Штаты введут санкции против Южной Африки на основании обвинений.
Банк предупредил, что такая санкция сделает его «неспособным финансировать любую торговлю или инвестиции, а также осуществлять или получать платежи в долларах США от банков-корреспондентов».
Но сопротивление с разных сторон пока не изменило позицию правительства ЮАР.
«Южная Африка будет продолжать поддерживать усилия по прекращению конфликта между Россией и Украиной, и как национальный и глобальный актор мы считаем, что этот конфликт должен быть разрешен путем мирных переговоров и взаимодействия, а не путем пристрастия Южной Африки к кому-либо из них».