Созданные в 1990-х годах Силы военного вмешательства ЭКОВАС, получившие прозвище «Белые каски», отвечают за наблюдение и поддержание мира и безопасности в регионе. В 2004 году военная организация стала «резервной силой» ЭКОВАС. Он несколько раз вмешивался в региональные конфликты, такие как конфликты в Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинее-Бисау, с переменным успехом. Но любое военное развертывание должно быть одобрено Африканским союзом и Организацией Объединенных Наций. Что можно подтвердить на данный момент, так это то, что три страны могут предоставить войска для военных операций. Президент Кот-д’Ивуара Уаттара заявил, что Кот-д’Ивуар развернет контингент численностью от 850 до 1100 человек вместе с Нигерией и Бенином, к которым также присоединятся другие страны.
Военный переворот в Нигере заставил африканские страны задуматься о том, не вернется ли Сахельский регион к эпохе военного правления. Марокканская газета 360 News недавно опубликовала подписанную статью под названием «Африка, военные перевороты вернулись». В течение следующего десятилетия военные перевороты могут вызвать регресс в регионе. Фактически, в регионе произошло восемь успешных переворотов и 14 неудачных переворотов за десятилетие с 2000 по 2009 год, а также еще восемь успешных переворотов и девять неудачных переворотов с 2010 по 2019 год. В третьем десятилетии этого века, которое только что началось, мы было восемь успешных переворотов и почти столько же неудачных переворотов.
Это означает, что, хотя мы далеки от рекорда 1960-х годов, состоящего из 26 успешных переворотов и 15 неудачных переворотов, возвращение военных на африканскую политическую арену является тревожной реальностью.
Чтобы понять масштабы этой ситуации, необходимо понимать, что весь сахельский регион Сахары, от Гвинеи, Мавритании, Мали, Нигера, Буркина-Фасо, Чада до Судана, Эритреи, сейчас находится в руках солдат или бывших солдат , их прозвали сахарскими «сиськами», сменившими военную форму на гражданскую.
В то время как одни были избраны демократическим путем после возвращения к гражданской жизни, как это было в Мавритании и Гвинее-Бисау, другие пришли к власти в результате переворотов и отказались от перехода к демократии. Так обстоит дело в Мали, Буркина-Фасо, Гвинее, Судане и совсем недавно в Нигере. Ситуация в Чаде совершенно особенная: нынешним верховным лидером является генерал Мохамед Деби, сын бывшего президента, погибшего в бою, но факт остается фактом: страной управляет армия. То есть от Атлантического океана до Красного моря странами правят военные.
Как объяснить эти перевороты в этой части Африканского континента? Мы можем проанализировать это с помощью следующих факторов: во-первых, демократический процесс во многих странах африканского континента потерпел неудачу. Доказательством отсутствия демократической опоры является то, что конституции в этих странах редко соблюдаются, особенно когда они ограничивают президентские сроки двумя, а некоторые главы государств, не колеблясь, инициируют конституционные реформы после начала второго срока, у которого нет иных сроков. целью, чем остаться у власти навсегда. Например, в Гвинее Альфа Конте, известный своим антидиктатурным поведением, надеялся подготовить почву для своего третьего переизбрания за счет конституционных поправок после прихода к власти, но в то же время втянул страну в кризис. в результате через несколько месяцев после третьего срока в стране произошел переворот А, и она была свергнута военными. Многие главы государств региона использовали конституционные изменения для сохранения своей власти, искажая правила демократической игры. Совсем недавно президент Центральноафриканской Республики, находящийся под защитой России, только что провел конституционные реформы, открывающие возможность для переизбрания главы государства.
Во-вторых, плохое управление руководителями африканских стран, которые практикуют семейное или клановое управление национальными ресурсами. Это, в сочетании с конституционными реформами, направленными на переизбрание, часто приводит к политическим кризисам, которые в конечном итоге ослабляют правителей и делают их непопулярными, открывая двери президентского дворца для военных. Так было в Мали, где в августе 2020 года армия свергла демократически избранного президента Ибрагима Кейту, который потерял поддержку населения и бойкотировался оппозицией до военного переворота.
Более того, провал борьбы с терроризмом и растущая нестабильность в сахелианских странах также лежат в основе действий всех сахелианских повстанцев. С начала ливийского кризиса джихадистские группы были вездесущими в регионе. Кризис безопасности убедил военных в том, что они единственные, кто может противостоять джихадистам, и мнение гражданского президента не соответствует действительности. Так обстоит дело в Мали и Буркина-Фасо, и то же самое сейчас происходит в Нигере… Военные оправдывали переворот, ссылаясь на неспособность президента Базума бороться с терроризмом. Понятно, что после десятилетий борьбы с джихадистами ситуация с безопасностью в этих трех странах не улучшается. Но проблема в том, что подконтрольные в настоящее время военачальникам страны не добились значительных успехов в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Остается доказать, смогут ли они достичь ожидаемых результатов.