Откуда такой оптимизм Ирана по поводу возобновления ядерной сделки, несмотря на «тупиковую ситуацию» в переговорах? | Политические новости | Аль-Джазира

Тегеран и Вашингтон организовали несколько раундов переговоров через европейских посредников. На этом фоне госсекретарь США Энтони Блинкен заявил на прошлой неделе, что последний ответ Ирана на европейские предложения «делает маловероятной перспективу заключения краткосрочной сделки». Верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель заявил, что дипломатическое решение привело к «тупику».

Вопреки пессимизму Запада в отношении возможности спасения ядерной сделки в краткосрочной перспективе, комментарии Ирана продемонстрировали его оптимизм в отношении переговоров, направленных на возрождение ядерной сделки. В то же время Иран также готов к конструктивному сотрудничеству с целью прекращения спора с Международным агентством по атомной энергии по поводу наличия следов урана на трех незадекларированных объектах.

Нынешняя оценка надежд на спасение ядерной сделки уменьшается, особенно в связи с тем, что Международное агентство по атомной энергии подчеркивает, что оно не может гарантировать мир в отношении ядерной программы Ирана. После этого официальный представитель МИД Ирана Нассер Канани заявил в пресс-релизе, что принципиальных препятствий для возобновления ядерной сделки нет. Он утверждал, что проблема следов урана на незаявленных объектах в Иране была «сфабрикованной политической проблемой».

Помимо разногласий между Ираном и Западом по поводу ядерных переговоров в Вене, наблюдатели за Ираном расходятся во мнениях относительно пути к дипломатическому решению и его способности преодолевать препятствия. Некоторые обвиняют карты Исламской Республики в оптимизме Тегерана в отношении возможности возрождения ядерной сделки.

Придерживайтесь красной линии (Аль-Джазира)

Продолжение переговоров

С другой стороны, ученый-международник Парасто Бахрами Рад рассматривает продолжение российско-украинской войны и углубляющийся энергетический кризис в Европе как катализатор для понимания ядерной сделки. Он также указал, что «хотя Запад и заявил, что переговоры зашли в тупик, они не остановили переговоры за их спиной».

В интервью «Аль-Джазире» исследователь интерпретировал позиции Ирана и США в контексте политики, лишающей друг друга величайших привилегий. Он указал, что «последний отчет Международного агентства по атомной энергии появился в связи с тем, что угроза отказаться от дипломатических вариантов начинает подрывать экономику Ирана, оказывая при этом огромное давление на иранское правительство со стороны народа».

В среду, 14 сентября, две трети членов руководящего совета МАГАТЭ, состоящего из 35 стран, поддержали необязательную декларацию, опубликованную, в частности, США, Великобританией, Францией и Германией. Это просьба к Тегерану объяснить, почему следы урана существуют на его незадекларированных объектах.

Бахрами Радд обвинил Тегеран в том, что он настаивал на общении через посредника и не соглашался на прямые переговоры с США в продлении ядерных переговоров. Потому что последний в одностороннем порядке вышел из ядерного соглашения 2018 года.

Она подчеркнула, что не ожидает серьезного прогресса в переговорном процессе, который основан на переписке и политике взаимного реагирования. Она также пояснила: «В этом раунде переговоров европейская сторона призвала бы Иран и США к прямым переговорам. Этот раунд переговоров проходил в Дохе, и другие стороны ядерного соглашения не присутствовали.

(Аль-Джазира)

возможный

Бахрами Радд считает, что будущее ядерных переговоров не будет отклоняться ни от одного из следующих сценариев:

  • Первое: возобновление ядерных переговоров на Генассамблее ООН, когда президент Ирана Ибрагим Рахи возглавит иранскую делегацию высокого уровня. Это даст европейским сторонам ядерной сделки возможность выйти из тупика и подробно обсудить нерешенные вопросы. Хотя сделка в Нью-Йорке возможна, на данном этапе это маловероятно.
  • Второе: возобновить ядерные переговоры при европейском посредничестве после промежуточных выборов в США, запланированных на ноябрь 2023 года. В то же время работать над преодолением разрыва между иранскими и американскими взглядами.
(Аль-Джазира)

изменение давления

С другой стороны, Мохсен Джалиланд, профессор международных отношений Тегеранского университета, считает, что у Ирана и США нет другого выбора, кроме как возродить ядерное соглашение. Он также сказал: «Существуют огромные расхождения в позициях двух сторон. Поэтому восстановить ядерное соглашение к марту 2023 года будет очень сложно».

Джалилан сказал «Аль-Джазире»: «Соединенные Штаты обратились с просьбой перевести указ верховного лидера Али Хаменеи о неприкосновенности производства атомной бомбы в акт иранского парламента. Тегеран отверг это подробно, слово в слово, что похоже на «Потому что Вашингтон отказывается гарантировать, что следующая администрация США больше не выйдет из ядерной сделки».

Иранский ученый рассматривает прекращение Россией войны против Украины как катализатор возрождения ядерной сделки. В то же время он также указал, что «если Республиканская партия победит на следующих выборах в США, это усложнит возобновление сделки».

Джалиран считает, что оптимизм Тегерана в отношении возможности реанимации ядерной сделки обусловлен картами в руках Исламской Республики.

Профессор международных отношений также считает, что Тегеран рассматривает задержку с достижением соглашения по своему ядерному досье как возможность для него продолжить развитие своей ядерной программы. В то же время Иран видит в этом фактор давления на Запад.

Он указал на изменение политики «максимального давления» Вашингтона на Тегеран. Это позволяло последнему без уступок придерживаться своих условий, даже если переговоры были объявлены зашедшими в тупик.

cristiano mbappe