С одной стороны конфликт между Азербайджаном и Арменией, а с другой стороны конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном. Эти конфликты привлекли внимание России, поскольку совпали с войной на Украине. Потому что русские подозревают, что эти попытки нагнетания напряженности в бывших советских республиках нацелены на геополитическое пространство Москвы и ее жизненные интересы.
Российские наблюдатели говорят, что причина таких опасений кроется в том, что. То есть возникновение пограничной ситуации в бывших советских республиках связано с тем, что взорвался предыдущий исторический конфликт. И эти конфликты могут привести к вспышке вооруженных конфликтов, которые затем снова могут стать злободневными проблемами.
повторение
Для Кыргызстана и Таджикистана вполне очевидной причиной конфликта между двумя сторонами является неумение местных жителей провести разграничение земель, пересекаемых границей. И проблема уходит в прошлое на 30 лет. Обе страны тогда были частью Советского Союза. На этом основании они связаны административными границами. Затем эта граница стала международной границей протяженностью 900 километров.
В то время вся деятельность управлялась из центра в Москве. Поэтому хозяйственная деятельность обеих сторон не сталкивается с какими-либо проблемами при пересечении границы и не конфликтует ни с какой другой деятельностью.
Что касается нового витка вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией, то он завершился подписанием соглашения о прекращении огня. Конфликт грозит возобновлением войны в 2020 году. В то же время он выносит на обсуждение крайне сложный вопрос Нагорного Карабаха. Следовательно, это означает, что напряженность, вероятно, сохранится.
Советское наследие
Пограничные споры в Центральной Азии и на Южном Кавказе уходят корнями в советское время и всегда были «бомбой замедленного действия», некоторые уже взорвались, другие могут взорваться в будущем. Так что и здесь любая дальнейшая эскалация, скорее всего, выйдет за рамки локального или регионального аспекта конфликта.
После распада Советского Союза эти независимые республики также унаследовали эти нерешенные пограничные споры. Хотя уже почти три десятилетия страны пытаются уладить эти споры. Несмотря на некоторый прогресс, на границе все еще течет кровь.
корень кризиса
В прошлом Советское государство рассматривало демаркацию республиканских границ исходя из экономической целесообразности. В этих районах образ жизни и подвижность некоторых жителей усложняют административное деление. Например, в определенное время года в регионе доминируют таджики или армяне. Тогда, в другую эпоху, узбеки или азербайджанцы также могли быть доминирующим этносом в регионе. В конечном итоге большевики следовали принципу оседлости людей, который диктовал оседлый образ жизни.
Среди прочего, эти позже оспариваемые территории превратились в воинственные анклавы, фабрики нищеты и перенаселения, коридоры наркотрафика и деятельности экстремистских группировок. Таким образом, эти районы являются потенциальными отправными точками для ликвидации с Москвой. Нет сомнения, что последний не намерен скрывать, что эти споры затрагивают Россию и угрожают безопасности всего региона.
Зона «высокого напряжения»
В нынешнем геополитическом контексте, особенно в связи с войной на Украине, эти «крайне напряженные» районы бывшего Советского Союза начинают проявлять тенденцию к выходу за пределы приграничных конфликтов и переходу в более широкое измерение. Это может включать в себя введение Москвы в заблуждение и сжигание ее заднего двора.
В этом конкретном контексте ученый-международник Дмитрий Ким связывает недавние конфликты в Армении и Азербайджане, а также в Таджикистане и Кыргызстане с попытками западной системы отвлечь внимание от России, особенно когда он говорит, что они в настоящее время находятся на грани урегулирования боевых действий в Донбассе.
быстрое вмешательство
В интервью Al Jazeera Дмитрий Ким утверждал, что в эту ситуацию должна вмешаться Москва. Иными словами, позволить Кыргызстану и Таджикистану как можно быстрее решить пограничные вопросы, ликвидировав тем самым один из опаснейших очагов напряженности в Центральной Азии. Новый конфликт возникает из-за того, что более половины общей границы между двумя странами не находится под контролем закона.
По его словам, обострение ситуации на границах Армении и Азербайджана, Киргизии и Таджикистана — не что иное, как попытка Запада поджечь окрестности российской границы. Если так будет продолжаться, вышеупомянутые страны станут жертвами большой геополитической игры, прежде чем на смену однополярному миру придет мир многополярный.
вот-вот потеряю контроль
С другой стороны, Джумбек Серабиков, научный сотрудник Института международной экономики и политики, также предупредил, что предполагаемая опасность для Запада связана с тем, что он больше не является мировым гегемоном.
По его словам, недавние пограничные проблемы между Таджикистаном и Кыргызстаном, а также между Азербайджаном и Арменией сфабрикованы. Он добавил: «Запад имеет в этом отношении все преимущества, а именно благоприятную почву в виде конфликтов на спорных территориях между соседними странами, экстремистские группировки, которые могут действовать в подполье, и возможность привлекать политические элиты этих стран к целенаправленной возможности российские интересы и т.д.
отсроченный спор
Исследователь Серабиков сказал: «За 30 лет, прошедших после распада Советского Союза, у руководителей этих республик было достаточно времени, чтобы решить эту проблему. нынешняя тенденция к ухудшению временно прекратилась».
Российские исследователи ожидают длительного периода затишья в конфликте на фоне «популистской риторики» со всех сторон и нежелания политиков идти друг другу на уступки. Тогда это создаст «более благодатную почву для Запада, чтобы противостоять России в стратегическом контексте».