Войны являются одним из решающих моментов в истории народов. А когда упадок беспокойной нации достигает своего пика, незаконная война может быть смертельной. Это было особенно верно для империй, правивших определенными частями мира, таких как Габсбурги и Османы в Европе.
После приведенного выше введения Роберт Каплан, профессор геополитики Роберта-Стросс-Хупа в Институте внешней политики (со штаб-квартирой в Филадельфии, штат Пенсильвания), начал свою работу в опубликованной статье American Journal of Foreign Affairs. Он рассмотрел несколько примеров из современной истории и, наконец, пришел к выводу. А именно, он считал, что с закатом империй или великих держав приходит хаос и вспышки войн.
Каплан утверждал, что после краха династии Габсбургов и ее Османской империи нацизм и фашизм в целом затронули балканские «преступные» государства и группы. В то же время это коснулось и арабских мыслителей, обучающихся в Европе. Они принесли идеи этих двух движений в страны, только что вышедшие из колониализма, способствуя тем самым формированию «катастрофической идеологии» партии Баас.
ХХ век был продуктом распада империй.
По большей части 20-й век был сформирован крахом династий и империй в первые десятилетия его первых лет, а также последующими войнами и геополитическими потрясениями.
Я использую пример Ближнего Востока, который еще не нашел подходящей замены рухнувшей Османской империи. Ярким примером этого являются кровавые потрясения, которые пережил регион за последнее столетие.
Американский писатель считает, что эти исторические события необходимо учитывать при рассмотрении Китая, России и США сегодня. Потому что эти страны могут быть более уязвимыми, чем кажутся.
Россия начала саморазрушительные войны в Украине, а США в Афганистане и Ираке.
Эти великие державы — прелюдия к суматохе и хаосу
Если бы какая-то из сверхдержав или все они были бы внезапно ослаблены, уровень беспорядков и хаоса увеличился бы в пределах их границ и во всем мире. «Слабые и нестабильные» Соединенные Штаты не смогут поддерживать своих союзников в Европе и Азии.
Хотя сегодняшние великие державы не являются империями, Россия, например, унаследовала имперское наследие. Мотивация для войны Кремля против Украины исходила как от Российской империи, так и от Советской империи.
Каплан также сказал, что Соединенные Штаты никогда официально не были империей. Но экспансия в Северной Америке и «случайные» иностранные завоевания придали ей в 19 веке имперское измерение. В послевоенный период США также пользовались определенным мировым господством. А как мы все знаем, раньше этот статус был только у Империи.
Будущее сегодняшних великих держав неопределенно
В статье также говорится, что три державы (Россия, Китай и США) сегодня сталкиваются с неопределенным будущим, и не исключается вероятность того, что они могут рухнуть или столкнуться с своего рода распадом.
По мнению автора, даже если Россия каким-то образом победит в Украине, ее ждет экономическая катастрофа отрыва от экономик ЕС и G7. Если только не будет достигнут реальный мир, что в настоящее время кажется маловероятным.
Возможно, как Османская империя была в Европе, так и Россия действительно больной человек в Евразии. А Китай, чей годовой экономический рост упал с двузначных до низких однозначных, вскоре может упасть и достичь однозначных цифр. А иностранные инвесторы продали китайских облигаций на миллиарды долларов и акций на миллиарды долларов. В этом контексте капитал бежал из Китая.
Это происходит в то время, когда иностранные инвестиции сокращаются, а население стареет. И по мере взросления китайской экономики рабочая сила также сталкивается с сокращением. Каплан считает, что ни один из этих факторов не предвещает ничего хорошего для будущей внутренней стабильности страны.
Проблемы Америки так же серьезны
Затем автор начинает говорить об Америке. он думает. Соединенные Штаты — демократия, поэтому в ее вопросах будет больше прозрачности. Но он также сказал, что это не обязательно делает проблемы Америки менее серьезными.
Фактически, сам процесс глобализации разделил американцев на две противоборствующие стороны, поскольку дефицит бюджета США вырос до неприемлемого уровня. Некоторые из них отстали от ценностей новой мировой цивилизации; другие — это те, кто цепляется за религиозный национализм и отвергает ценности новой мировой цивилизации в пользу более традиционной жизни.
В эпоху печатного станка и пишущих машинок Америка всегда была действующей демократией. Но в эпоху цифровых технологий в стране дела обстоят не так хорошо. Действительно, инновации цифровой эпохи подпитывают популистский гнев, который способствовал приходу к власти Дональда Трампа.
3 варианта ситуации в мире
В результате этих изменений Каплан выделяет три возможных сценария или возможности для создания новых глобальных сил. Во-первых, мощь России быстро снижается из-за незаконных военных действий; Китай будет бороться за прочную экономическую и технологическую мощь. В то же время Соединенные Штаты преодолевают внутренние потрясения и вновь превращаются в великую державу, как это было в конце холодной войны.
Другой возможностью является появление действительно биполярного мира. В этом мире Китай сохранил свой экономический динамизм, третья возможность заключается в том, что три державы постепенно приходят в упадок. Это привело бы к большей нестабильности и дисбалансу в глобальной системе, а также к созданию средних держав, особенно на Ближнем Востоке и в Южной Азии, двух регионах, которые кажутся менее консервативными, чем они есть на самом деле. Что касается европейских стран, то без сильного американского лидерства они не смогут договориться о многом, даже когда континентальным границам угрожает «нестабильная» Россия.