В пятницу президент Казахстана Касим-Жомарт Токаев выглядел загнанным в угол, сидя рядом с президентом России Владимиром Путиным и Маргаритой Симоньян, главой финансируемого Кремлем телеканала RT, находящегося под санкциями правительства.
Все трое появились на главной сцене Международного экономического форума, проходившего в Санкт-Петербурге, бывшей имперской столице России и родном городе Путина.
Симоньян задала казахстанскому руководству вопрос о «неизбежности» и «законности» того, что Кремль назвал «спецоперацией» на Украине — крупнейшего вооруженного конфликта в Европе со времен Второй мировой войны.
Токаев, бывший министр иностранных дел Казахстана и бывший заместитель генерального секретаря ООН, дипломатично открыл, что «есть разные точки зрения на этот счет».
Минуты две он размышлял о «несовместимости» международного права, Устава ООН и права на территориальную целостность и самоопределение.
«Если бы в мире реализовывали право на самоопределение, то вместо 193 стран, которые сейчас являются членами ООН, было бы более 600, конечно, это было бы расточительством», — сказал Токаев.
Затем он сказал, что это, похоже, разорвало постсоветское «стратегическое партнерство» Казахстана с его бывшими имперскими хозяевами.
Токаев сказал с легкой улыбкой: «Поэтому мы не признаем Тайвань, Косово (сепаратистский регион Грузии), Южную Осетию и Абхазию.
«Очевидно, что те же принципы будут применяться к тому, что мы считаем квазигосударственными территориями — Луганской и Донецкой», — сказал он.
В 2014 году два региона вышли из войны при военной и финансовой поддержке Москвы, в результате которой погибло более 13 000 человек и миллионы были перемещены.
Но почти восемь лет спустя Кремль признал «независимость» двух регионов только 22 февраля, за два дня до вторжения в Украину.
Слова Токаева на прошлой неделе возмутили многих в Кремле.
Российский депутат сказал, что Токаев бросил вызов Путину и предложил Москве вторгнуться в северный Казахстан, где проживает большое количество этнических русских.
«Есть много городов с преобладающим русским населением, которые имеют мало общего с тем, что называется Казахстаном, — сказал Константин Затурин Радио Москвы.
Константин Затурин сказал: «Надеюсь, что Астана (прежнее название столицы Казахстана Нур-Султан) не забудет, что вместе с друзьями и партнерами мы не будем поднимать территориальные вопросы, не будем обсуждать, за другие страны – как Украина – все возможно».
Многие украинцы восприняли слова Токаева как смелое заявление, ознаменовавшее политический «закат» возглавляемых Москвой экономических и военных блоков бывшего Советского Союза, включая Казахстан.
Киевский аналитик Алексей Куш сказал Al Jazeera: «Киев заметил смелость Токаева, он мог сказать такие вещи в лицо Путину».
Алексей Куш сказал, что российско-украинская война и преступления, совершенные российскими солдатами на Украине, приведут к тому, что Москва потеряет влияние в Казахстане и четырех оставшихся «станах» в бывшей советской Средней Азии.
«Жестокость (Российской) империи на украинской земле шокировала даже традиционных союзников России», — сказал Алексей Куш.
Этот преимущественно мусульманский и богатый природными ресурсами регион с населением более 65 миллионов человек стратегически расположен между Россией, Китаем и Афганистаном.
Пустоту заполнят Китай и Турция, сказал Куш, а «мягкое изнаночное брюхо России от Урала до Алтая (гор) больше не будет задним двором стареющей империи».
расчленить казахстан
Комментарии Затурина — не первый раз, когда российские политики ставят под сомнение существование Казахстана.
Вскоре после того, как Москва аннексировала Крым в 2014 году, Путин заявил, что первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев «создал государство на территории, которой никогда не существовало».
«У казахов никогда не было государства, он его создал», — сказал Путин прокремлевской молодежной группе.
Шесть лет спустя другой российский депутат поднял ставки, заявив, что существование Казахстана было не более чем «подарком» от Москвы.
«Казахстана вообще не существует, северная часть Казахстана необитаема», — заявил депутат от «Единой России» Вячеслав Никонов.
«И, по сути, территория Казахстана — это великий подарок России и Советского Союза».
Родословная Никонова делает его слова особенно тревожными.
Его дед, Вячеслав Молотов, известный своими бомбовыми «коктейлями», был министром иностранных дел СССР, подписавшим в 1939 году соглашение с нацистской Германией о разделе Польши и прокладывании пути ко Второй мировой войне.
В январе 2021 года Токаев парировал в статье, опубликованной в казахстанских газетах: «Никто не дает эту территорию в дар казахам извне».
Он упомянул Аттилу и Чингисхана, основателей будущего Казахстана.
В то время многие считали Токаева избранной марионеткой своего предшественника Назарбаева, который ушел в отставку в 2019 году, но чья семья сохраняет влияние в богатой нефтью стране.
Год спустя Токаев обратился к Москве за помощью в проведении крупнейших протестов в постсоветской истории Казахстана.
Тысячи молодых казахов собрались в нескольких городах, свергнув статуи Назарбаева, столкнувшись с полицией и штурмовав правительственные здания.
Токаев потребовал восстановить порядок в силах возглавляемой Россией военной коалиции бывших советских республик, известной как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Россия и пять бывших советских республик.
Силы ОДКБ вмешались и помогли восстановить закон и порядок — шаг, который многие считают символом восстановления власти Москвы в бывшем Советском Союзе.
В результате Токаев резко сократил влияние семьи Назарбаевых и стал самостоятельным лидером, и все благодаря Путину.
Кое-кто в Казахстане видит в его высказываниях об украинских сепаратистах часть организованного политического спектакля, направленного на отвлечение внимания Запада.
«Это просто игра, чтобы избежать санкций против Казахстана», — сказал «Аль-Джазире» на условиях анонимности бизнесмен со связями в Алматы, финансовой столице Казахстана.
«Многие россияне открывают офисы и управляют своими средствами через Казахстан», чтобы обойти санкции, сказал бизнесмен.
Казахстанский аналитик говорит, что шоу состоялось во время визита Токаева в Москву в начале февраля.
«Задача состоит в том, чтобы показать Токаева независимым и смелым государственным деятелем, дипломатом, который смело отвечает на вопросы, предпринимая самостоятельные политические действия», — сказал Димаш Арзанов Radio Azatic.
Однако российский наблюдатель счел, что речь Токаева в Санкт-Петербурге не содержала признаков нечестной игры.
«Я думаю, что это четкое заявление позиции Казахстана о том, что сделки мало, так в чем же смысл такой сделки?», — сказал агентству Рейтер российский аналитик Павел Лузин.
«Это не акт — это публичный ответ на так называемые частные усилия российской дипломатии», — сказал он «Аль-Джазире».