В пятницу Африканский союз также выразил свою поддержку решению ЭКОВАС и призвал международное сообщество спасти жизнь президента Базума. Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк заявил в пятницу, что он был шокирован «бесчеловечными» условиями содержания под стражей президента Нигерии Мохаммада Базума после его свержения армией, и предостерег от любых нарушений прав человека.
Европейский союз заявил, что он «глубоко обеспокоен» «ухудшением условий содержания» президента Базума, находящегося в заключении вместе с женой и сыном. Согласно последним новостям, президент Базум и его семья «много дней лишены еды, электричества и медицинских услуг». Глава внешнеполитического ведомства Европейского Союза Боррелл осудил: «Такое обращение совершенно неоправданно».
Через две недели после переворота, в результате которого был свергнут президент Мохамед Базум, Экономическое сообщество западноафриканских государств опасается эскалации войны. Сохранение в той или иной форме военного присутствия в стране является ключевым вопросом как для Франции, так и для Соединенных Штатов.
Газета Le Monde, появившаяся в пятницу, опубликовала редакционную статью под названием «Нигер, беспорядки в Африке, смущение Запада», в которой автор считает, что в Западной Африке время не на стороне демократии. Со временем Нигер, четвертый из 15 членов ЭКОВАС, всего за три года пережил военный переворот, что вызвало растущее беспокойство среди стран региона, пытающихся восстановить конституционный порядок в Нигере. Спустя более десяти дней после переворота, в результате которого был свергнут президент Базум, избранный в 2021 году, Сообщество западноафриканских государств понизило свой тон во время саммита его государств-членов, состоявшегося в Абудже, Нигерия, 10 августа.
Об «ультиматуме» за «применение силы», как это было после переворота, уже не может быть и речи. Хотя ЭКОВАС приказало «развернуть резервные силы», оно заявило, что «отдает приоритет дипломатическим переговорам и диалогу». Западноафриканские лидеры едины в страхе перед той же судьбой, что и Базум, поскольку путчисты угрожают казнить его в случае иностранного вмешательства. Но посреднические усилия ЭКОВАС были отброшены, а их лидеры разделились из-за опасений эскалации региональной войны, которая может принести пользу политическим оппонентам и джихадистам.
Неудивительно, что ЭКОВАС зашло в тупик. На бумаге у ЭКОВАС есть вооруженные силы, направленные на восстановление конституционной легитимности, но во время недавних переворотов, будь то в Гвинее и Мали в 2021 году или в Буркина-Фасо в 2022 году, ЭКОВАС не использовало эту силу. На этот раз, несмотря на то, что генерал Диани, организатор переворота в Нигере, вряд ли может оправдать свой переворот провалом системы безопасности против джихадистских группировок, нигерийская армия при поддержке 2500 французских и американских солдат оказалась весьма эффективной в сдерживании джихадистов. группы. , но накопленное разочарование нигерийцев, живущих в крайней нищете, и сила антифранцузской риторики хунты делают любое внешнее вмешательство чрезвычайно сложным.
Инерция некоторых стран региона, давно находящихся под парижским влиянием, лишь подчеркивает маргинальный статус Франции, которым можно пользоваться лишь с осторожностью, чтобы ограничить риск распространения конфликтов. На перекрестке Сахеля, Северной и Западной Африки Нигер является для США и Франции ключевым местом в двойной борьбе с джихадистскими группировками и подрыве влияния России в Африке. Когда Париж использовался как предлог для угроз со стороны военного правительства, Соединенные Штаты стояли на передовой, чтобы сохранить эту стратегическую платформу. Крайне важно, чтобы две страны могли поддерживать там какую-то форму военного присутствия.
Американцы, как и французы, помогли обучить многих нигерийских солдат, которые впоследствии станут путчистами, а Вашингтон и Париж пытаются сохранить и извлечь выгоду из налаженных ими связей с высокопоставленными нигерийскими офицерами, окончившими их военные академии. Они избегали говорить о «перевороте», потому что это автоматически привело бы к замораживанию военной помощи Вашингтону, чего не хотят ни они, ни путчисты. Будь то уступки хунте, чтобы предотвратить проникновение российских ополченцев Вагнера в Нигер, гипотетическая перспектива военного вмешательства с высокими ставками или просто уход под прикрытием неспособности защитить демократические принципы, нет хорошего решения хаоса в Нигере. Одно можно сказать наверняка: Запад должен радикально пересмотреть свою политику в отношении Западной Африки.