Администрация президента США Джо Байдена должна нанести официальный визит премьер-министру Индии Нарендре Моди в конце этой недели, поскольку две страны укрепляют связи на фоне общего недовольства растущим влиянием Китая.
22 июня в Белом доме состоится торжественный обед в честь Моди, что свидетельствует о быстро развивающихся отношениях между двумя странами, которые укрепили сотрудничество в таких областях, как торговля и продажи оружия.
В заявлении администрации Байдена говорится, что недавний визит советника по национальной безопасности Джека Салливана в Нью-Дели «подчеркивает динамизм американо-индийского партнерства в преддверии исторического официального государственного визита премьер-министра Моди в Соединенные Штаты на прошлой неделе. На следующей неделе».
Однако правозащитные группы заявили, что праздничный ужин на самом деле был одобрением крайне правого поворота Индии при Моди, что подорвало заявленную администрацией Байдена цель сделать упор на права человека и демократию в своей внешней политике.
Индийские мусульмане и другие меньшинства стали свидетелями дальнейшего насилия и репрессий во время правления Моди, поскольку правительство склонялось к форме индуистского национализма, известной как «индуизм». Моди также подвергался критике за стремление консолидировать власть и подавить инакомыслие.
«Государственный ужин — это особое событие. Иностранный лидер не может на нем присутствовать», — сказал по телефону «Аль-Джазире» заместитель исполнительного директора Совета по американо-исламским отношениям (CAIR) Эдвард Митчелл.
«Как Белый дом может чествовать лидера, который является откровенным антимусульманским фанатиком, правым идеологом, который подвергает журналистов цензуре и закрывает глаза на линчевания? Вы можете работать с Индией и Моди, но не предпринимайте дополнительных мер для праздновать».
против Китая
В то время как правозащитные группы призывают более внимательно изучить ситуацию с правами человека в Индии, эксперты по внешней политике говорят, что администрация Байдена в первую очередь заинтересована в способности страны уравновесить Китай, который Соединенные Штаты считают своим самым сильным глобальным конкурентом.
Саранг Шидоре, директор по исследованиям и старший научный сотрудник Института национальных дел Куинси, американского аналитического центра, сказал Al Jazeera, что, по его мнению, отношения между США и Индией будут улучшаться до тех пор, пока общие опасения США и Индии по поводу Китая будут продолжать развиваться.
«Внешняя политика США не основана на демократии и правах человека. Как и все страны, она основывает свою внешнюю политику на собственных интересах», — сказал Сиддор.
Растущая военная мощь Китая и заявленные территориальные претензии стали источником беспокойства для соседних азиатских стран, таких как Филиппины, Вьетнам, Япония и Индия. Соединенные Штаты работают над созданием союзов со многими из этих стран, чтобы сдержать растущее влияние Китая.
«Нет никаких сомнений в том, что китайский национализм находится на подъеме. Китай рассматривает Индию как растущую угрозу из-за ее отношений с Соединенными Штатами», — сказал Сиддор.
развивать контакты
Это не всегда так. Во время холодной войны отношения Индии с Соединенными Штатами часто были холодными. Страна наладила тесные связи с Советским Союзом и помогла возглавить Движение неприсоединения, группу стран, которые отказались от избирательного давления с целью присоединения к проамериканским или просоветским блокам.
С другой стороны, Соединенные Штаты являются важным союзником Пакистана. В начале 1970-х годов администрация президента США Ричарда Никсона начала налаживать отношения сотрудничества с Китаем, отчасти пытаясь оказать давление на Советский Союз.
Однако, когда закончилась холодная война и экономический подъем Китая стал приоритетом внешней политики США, Индия стала рассматриваться как важный региональный союзник из-за ее размера и экономической мощи.
Хотя отношения Индии с Соединенными Штатами улучшились, она продолжает сопротивляться ошибочному выбору между Соединенными Штатами и такими странами, как Россия президента Владимира Путина.
Но из-за войны на Украине, которую ведет Россия, и Вашингтона, пытающегося изолировать Москву экономически и дипломатически, Индии труднее поддерживать этот баланс.
Хотя Индия закупила больше оружия у таких стран, как Франция и США, и недавно согласовала дорожную карту для более тесного сотрудничества с американской оборонной промышленностью, страна остается крупнейшим в мире импортером российского оружия.
Индия присоединилась к Китаю, покупая российскую нефть со скидкой, несмотря на то, что Соединенные Штаты и Европейский союз ограничивают влияние России на мировых энергетических рынках.
Но Сиддор отметил, что статус Индии как центрального игрока в азиатской стратегии Вашингтона дает ей огромное влияние. Поэтому отношения Индии с Россией вряд ли помешают ее отношениям с Соединенными Штатами, сказал он.
Он сказал: «Индия сыграла очень хорошо, превратив Россию и Соединенные Штаты в круг и извлекая выгоду из этого процесса. Соединенные Штаты, пространство выбора и возможность пережить шторм».
консолидировать контроль
Поездка Моди пользуется поддержкой обеих партий, несмотря на политическое внимание в последние годы к отношениям США с такими союзниками, как Саудовская Аравия и Израиль. В совместном письме с приглашением Моди выступить перед Конгрессом во время его визита члены Палаты представителей и Сената США приветствовали поездку как знак «прочной дружбы» между двумя странами.
«Во время выступления у вас будет возможность поделиться своим видением будущего Индии и рассказать о глобальных проблемах, стоящих перед нашими двумя странами», — говорится в письме.
Однако деятельность Моди в области прав человека не осталась незамеченной. Во вторник, 20 марта, более 70 членов Сената и Палаты представителей США совместно направили письмо Байдену, в котором призвали его обсудить опасения по поводу свободы вероисповедания и выражения мнений в прессе во время интервью с Моди.
Тем временем Совет по американо-исламским отношениям, группа по защите прав мусульман, опубликовал заявление, в котором призвал Белый дом отказаться от планов проведения государственного ужина.
Широко разрекламированный прием Моди в Соединенных Штатах сильно отличается от того, что он испытал перед своим первым избранием на пост премьер-министра в 2014 г. Перед тем, как стать лидером Индии, Моди был запрещен въезд в Соединенные Штаты после того, как его обвинили в том, что он закрывал глаза на анти- Мусульманское насилие в регионе, когда он был главным министром западно-индийского штата Гуджарат в 2002 году.
Смертоносные беспорядки 2002 года стали предметом документального фильма BBC, который Моди пытался запретить в январе, используя свои чрезвычайные полномочия в качестве премьер-министра. Amnesty International и Хьюман Райтс Вотч показали документальный фильм в Вашингтоне во вторник, 20 марта.
Правозащитные организации заявили, что запрет Моди на фильм представляет собой более широкую попытку подавить инакомыслие и обуздать независимые институты. Они также обвинили правительство Моди в реализации программы, находящейся под влиянием ультраправого индуистского национализма.
Государственный департамент выразил обеспокоенность ситуацией в Индии в своем ежегодном докладе о свободе вероисповедания за май, сославшись на «публичные призывы к геноциду в отношении мусульман», линчеванию и «нападениям на места отправления культа».
В мае уже четвертый год подряд Комиссия США по международной религиозной свободе призвала Государственный департамент включить Индию в список «стран, вызывающих особую озабоченность».
В государствах, контролируемых партией Моди Бхаратия Джаната, политики, склонные к использованию агрессивной антимусульманской риторики, редко подвергаются осуждению. Некоторые индуистские националистические военизированные группы также начали кампанию против межконфессиональных браков, которую они рассматривают как попытку разбавить индуистское население и привлечь больше обращенных в ислам посредством так называемого «джихада любви».
Тем не менее, Сиддор сказал, что репутация Моди в области прав человека была быстро «скрыта» и вряд ли сможет отговорить его от сотрудничества с Соединенными Штатами, пока Китай остается серьезным глобальным конкурентом.
«Соединенные Штаты в интересах укрепления связей отложили в сторону права человека», — отметил он.