версия для печати
24 февраля 2023 года, в первую годовщину вторжения России в Украину, Соединенные Штаты выпустили самый полный набор новых санкций и экспортного контроля, направленных против России, за более чем восемь месяцев. Новые санкции нацелены на металлургический, горнодобывающий и финансовый секторы России (среди прочего), а также на нероссийские стороны, обвиняемые в поддержке военных действий России. Параллельно с этим Министерство торговли расширило существующий экспортный контроль в отношении промышленных товаров и предметов роскоши и включило более 80 сторон в Список юридических лиц и/или Список военных конечных пользователей («MEU»).
Новые ограничения демонстрируют решимость Соединенных Штатов поддерживать Украину с повышенным вниманием к нероссийским сторонам, которые помогают России уклоняться от санкций и экспортных ограничений.
Санкции в отношении финансовых услуг
В течение 2022 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США вводило санкции в отношении многих крупных российских финансовых институтов, включая ПАО «Сбербанк», ПАО Банк ВТБ, ПАО «Промсвязьбанк», ПАО Банк Финансовая корпорация «Открытие» и Совкомбанк. Эти санкции в отношении финансовых организаций стали одними из самых эффективных объявленных на сегодняшний день санкционных мер, так как существенно усложняют проведение финансовых операций даже с несанкционированными российскими контрагентами.
24 февраля OFAC добавило еще десять российских финансовых учреждений в свой список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц («SDN»), в том числе ПАО «Московский кредитный банк», один из десяти крупнейших российских банков по стоимости активов (и который был уже регулируется отраслевыми нормами). наказания). OFAC также назвало ряд российских фирм по управлению активами, отметив, что «[s]Уклонение от санкций и другая незаконная финансовая деятельность часто связаны с поддержкой бухгалтеров, инвестиционных консультантов, компаний по управлению активами и частными инвестициями, юристов и других поставщиков финансовых услуг.
В связи с вышеуказанными назначениями OFAC выдало Генеральную лицензию № 60 и Генеральную лицензию № 61, которые разрешают до 00:01 по восточноевропейскому летнему времени 25 мая 2023 года (1) ликвидационные операции; и (2) уступка или передача долга и капитала определенных банков, как указано ниже:
Разрешенные операции по постепенной ликвидации (GL № 60) Банк Санкт-Петербург ПАО Зенит Банк ПАО Приморский акционерно-коммерческий банк ПАО Банк Уралсиб ПАО «СДМ-Банк» ПАО АКБ Металлургический Инвестиционный Банк ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» ПАО Московский Кредитный Банк |
Санкционированное отчуждение или передача долга и собственного капитала (GL № 61) Банк Санкт-Петербург ПАО Зенит Банк ПАО ПАО Банк Уралсиб АО «Коммерческий банк «Ланта Банк» ПАО «СДМ-Банк» ПАО АКБ Металлургический Инвестиционный Банк |
Обозначение горно-металлургического сектора
Указ № 14024 разрешает применять санкции к сторонам, работающим в определенных секторах российской экономики. На сегодняшний день эти санкции были распространены на несколько ключевых российских отраслей, включая технологии, оборону, финансовые услуги и управленческий консалтинг.
24 февраля OFAC приняло новое решение в соответствии с указом № 14024, распространяющее санкции на российский металлургический и горнодобывающий сектор. Согласно прилагаемому FAQ, OFAC планирует определить «металлургический и горнодобывающий сектор экономики Российской Федерации», включив в него любой акт, процесс или отрасль добычи, наземной или подземной, руды, угля, драгоценных камней или любых других материалов. минеральные или геологические материалы в Российской Федерации, или любые действия по добыче, переработке, производству или очистке таких геологических материалов или их транспортировке в Россию, из нее или в пределах России. Наряду с постановлением от 24 февраля OFAC наложило санкции на четырех российских производителей стали и металлов.
Обход санкций
На сегодняшний день санкции США и экспортные ограничения против России в первую очередь нацелены на российские стороны. Представляется, что это эволюция стратегии США: санкции, объявленные 24 февраля, были направлены против нескольких нероссийских сторон, включая швейцарско-итальянского бизнесмена Вальтера Моретти и сеть юридических и физических лиц, связанных с Моретти, за помощь российским сторонам в обходе санкционных ограничений. . В сопроводительном пресс-релизе министерство финансов заявило, что OFAC «продолжит вводить санкции в отношении субъектов внутри и за пределами России, которые уклоняются от санкций и позволяют России приобретать необходимые ресурсы для ведения агрессивной войны России против Украины».1 Будущие санкции могут быть нацелены на стороны в странах, оказывающих материальную поддержку России.
Санкции против военных цепочек поставок
Наконец, OFAC ввело санкции против сторон, работающих в ряде секторов, поддерживающих российский военно-промышленный комплекс, в том числе:
- Производители углеродного волокна и связанных с ним передовых материалов: Министерство финансов отметило, что углеродное волокно и связанные с ним материалы «используются почти во всех платформах, связанных с обороной, включая самолеты, наземные боевые машины, баллистические ракеты и военные средства индивидуальной защиты, а также другие системы вооружения». OFAC внесло в список несколько российских компаний, занимающихся производством углеродного волокна и связанных с ним материалов.2
- Аэрокосмические и оборонные компании: OFAC расширило действующие санкции в отношении российской аэрокосмической и оборонной промышленности, включив в список семь российских организаций, в том числе компании, специализирующиеся на авиационной технике, углеродных материалах и изделиях, ракетно-космической технике, артиллерийских системах и другом военном оборудовании.
- Технологические и электронные компании: Министерство финансов отметило, что российская оборонная промышленность «зависит от импортной микроэлектроники и других технологий, производимых в стране и импортируемых из-за рубежа», и таким образом OFAC внесло в список более двадцати юридических и физических лиц, «включая лиц, которые производят или импортируют специализированные или высокотехнологичные техника, используемая оборонными предприятиями России.3 Эти обозначения включают компании, занимающиеся кибербезопасностью, разработчиков серверного оборудования, компании, занимающиеся информационными технологиями, компании, занимающиеся компьютерным программированием, производители технологий и компании, участвующие в обходе экспортных ограничений США.
Проверки новых продуктов и изменения соответствия
Также 24 февраля Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США опубликовало ряд новых и расширенных мер экспортного контроля, направленных против России. Следующие действия, среди прочеголучше согласовать Правила экспортного контроля США («EAR») с ограничениями, налагаемыми союзными странами.
- BIS расширил раздел EAR, ориентированный на российскую и белорусскую нефтегазовую промышленность, чтобы распространить ограничения на все измененные компоненты конструкции, детали, аксессуары и фитинги, относящиеся к указанной продукции.
- BIS расширил раздел EAR, ориентированный на российские и белорусские коммерческие и промышленные товары, включив в него 322 новых кода Гармонизированной тарифной сетки (HTS) (включая, среди прочегоразличные изделия из нержавеющей стали и железа, режущие ножи и лезвия, детали для генераторов и турбин, автомобильные изделия, теплообменные агрегаты, погрузчики и экскаваторы, печатные станки, фрезерные и шлифовальные станки, арматура, шарикоподшипники, печи и духовки, телекамеры и видеокамеры регистраторы и адаптеры напряжения).
- BRI расширил раздел EAR, касающийся экспорта химических и биологических прекурсоров в Россию и Беларусь, чтобы привести его в соответствие с контролем для определенных продуктов (Напримерферментеры, инструменты ПЦР, определенные химические вещества), навязанные союзниками США.
- BRI расширил раздел EAR, ориентированный на экспорт «предметов роскоши» в Россию и Беларусь, чтобы охватить новые категории продуктов, в том числе связанные с автомобилями и самолетами (Напримердвигатели, автозапчасти), бытовая техника и техника для общественного питания (Напримерхолодильники, морозильники, плиты, посудомоечные машины, микроволновые печи, тостеры, стиральные машины, швейные машины), промышленные товары (Напримерпринтеры, зарядные устройства, копировальные аппараты, дисководы) и другие электронные устройства (Напримертелефоны, смартфоны, устройства распознавания голоса, проигрыватели, телевизоры, замки).
Обозначения списка объектов и списка MEU
BIS включила в список юридических лиц 86 сторон, в том числе 79 сторон в России, пять в Китае, две в Канаде и по одной во Франции, Люксембурге и Нидерландах (некоторые из которых являются дочерними компаниями российских или китайских сторон). Обозначения в Списке организаций налагают лицензионное требование для всех предметов, подпадающих под действие EAR, и заявки на получение лицензии для большинства вновь включенных в список организаций будут подлежать условному отказу. Кроме того, 76 из вновь включенных в список субъектов были внесены в список МЭУ, который налагает широкие ограничения на экспорт (в том числе на некоторые товары иностранного производства).
Обозначения, многие из которых нацелены на российские научно-исследовательские институты, разработчиков технологий, аэрокосмические компании и другие стороны, участвующие в продвижении военных и технологических целей России, совпадают с категориями сторон, которые одновременно попали под санкции OFAC, и BIS сообщило, что многие из российских стороны были включены в список из-за их попыток приобрести американские технологии для поддержки войны России на Украине. Эти обозначения еще больше ограничат возможности американских и неамериканских сторон экспортировать или реэкспортировать товары американского происхождения в Россию.
Специальные проверки Ирана
В ответ на обнаружение беспилотных летательных аппаратов («БПЛА») иранского происхождения на поле боя в Украине, в том числе БПЛА с деталями или компонентами американского происхождения, BRI ужесточил контроль за существующим экспортом в Иран. В частности, BIS (1) расширил существующие экспортные ограничения США, чтобы ограничить экспорт определенных товаров EAR99 в Иран, даже если лицо США не участвует в сделке; и (2) выпустил новое «Правило Ирана о прямых иностранных товарах», которое распространяет экспортный контроль США на определенные товары иностранного производства, которые являются «прямым продуктом» американских технологий при экспорте в Иран.
Заключение
Помимо своего символического значения, новые ограничения, объявленные 24 февраля, еще больше усложнят ситуацию с соблюдением требований для компаний, стремящихся вести бизнес в России или с ней (прямо или косвенно). А по мере затягивания конфликта на Украине правительство США, скорее всего, усилит применение санкций и экспортного контроля, чтобы удержать нероссийские стороны от оказания военной, финансовой или иной поддержки российскому правительству.
версия для печати