В большинстве случаев у документальных фильмов нет сиквелов, что странно. В отличие от своих вымышленных аналогов по сценарию, история не заканчивается, когда камеры перестают вращаться. Если вы когда-либо участвовали в сеансе вопросов и ответов с режиссером после показа отличного документального фильма, вы знаете, что первый вопрос аудитории почти неизбежно: «Что произошло с тех пор?» или «Где они сейчас?» Брайан Фогель, должно быть, слышал это больше раз, чем он может сосчитать за пять лет с тех пор, как его российский спортивный допинг «Икар» получил «Оскар». «Икар: Последствия» — это его ответ, смелый и, несомненно, вызывающий разногласия фильм, который еще более шокирует, чем оригинал 2017 года, даже если большие новости уже вышли из сумки.
«Последствия» следует за российским разоблачителем Григорием Родченковым — бывшим главой российского антидопингового агентства РУСАДА — в течение пяти лет он погружается в параноидальную новую реальность, которая ждет его на Западе после раскрытия глубоких знаний о заговоре, разработано российским спортивным истеблишментом. чтобы скрыть использование веществ, улучшающих работоспособность. Невероятный и бешеный в равных дозах, проект разворачивается как напряженный шпионский триллер: Родченков получает команду охраны и перевозится из одного убежища в другое, а врагов государства — Сергея Скрипаля и Алексея Навального — отравляют российским нервно-паралитическим веществом. . Новичок.
Оглядываясь назад, довольно удивительно, что Фогель вообще получил сенсацию. Цель его оригинального документального фильма была шире: продемонстрировать, что практически любой может обмануть допинг-тест. «Икар» был задуман как трюк в стиле «Super Size Me», который Фогель планировал использовать как свою собственную морскую свинку, сам принимая наркотики и находя выход. В какой-то момент он связался с Родченковым и наткнулся на золото — ученый некоторое время страдал от этического кризиса и решил сказать правду — и Фогель перестроил свой фильм вокруг этих взрывных разоблачений.
Для режиссера стать тайным хранителем Родченкова было огромной личной ответственностью: «Икар» поставил под угрозу жизнь своего нового друга, а это означало, что Фогель, по сути, должен был помочь организовать его бегство на Запад, после чего Родченков был вынужден скрываться (за свою собственная защита). В ходе этого процесса Фогель получил разрешение на продолжение съемок. Оператору, Джейку Свантко, разрешили следить за Родченковым, буйным пьяным персонажем, который изо всех сил старается сохранять своего рода оптимизм, хотя ясно, что он по сути променял свою свободу на чистую совесть.
И с какой целью? Вскоре после выхода первого фильма Олимпийский комитет отстранил Россию. Это, безусловно, было заявлением, хотя на практике штраф был в основном показным: на следующей Олимпиаде российские спортсмены продолжали соревноваться в некоторых видах спорта (например, в хоккее). Вскоре после этого Спортивный арбитражный суд сократил четырехлетний запрет до двух. Россия, похоже, была слишком велика, чтобы сидеть на скамейке запасных.
Тем временем Родченков стал политической мишенью. Говорящие головы выступали по российскому государственному телевидению и настаивали на том, чтобы его посадили или расстреляли. Путин дал интервью, в котором сказал: «Вообще измена — величайшее преступление на Земле. А предатели должны быть наказаны. Не зря Родченков опасается за свою жизнь. (В 2016 году второй номер Родченкова в РУСАДА Никита Камаев умер от подозрительного сердечного приступа.)
В кадрах защиты свидетелей, которые могут напомнить зрителям об их собственном пребывании в карантине, Свантко снимает, как Родченков пьет, занимается спортом и красит волосы. Беженец делает видеозвонки своей жене Веронике в Россию, но у них проблемы. Будут ли они когда-нибудь снова вместе? Какое-то время существует вполне реальная угроза того, что Россия может попытаться экстрадировать Родченкова, чтобы он предстал перед судом. Он просит политического убежища и планирует сделать пластическую операцию. Воссоединение с Вероникой кажется невозможным, что приносит трагедию в их четырехлетний роман.
Чтобы не сойти с ума, Родченков делает запись в своем дневнике, открывая один из самых захватывающих сюжетов фильма. Оказывается, он почти 40 лет вел подробные дневники, которые надежно спрятаны где-то в России. «Икар: Последствия» превращается из шпионского триллера в фильм «Ограбление ради чар», поскольку команда юристов Родченкова посылает агента забрать эти книги, подтверждающие его утверждения (которые воспроизводятся с помощью непривлекательных анимационных эпизодов). Поскольку Путину достаточно легко настаивать на том, что все они были сфабрикованы недавно, Фогель снимает на видео судебно-медицинских экспертов, удостоверяющих подлинность журналов.
«Проблема России в том, что никто не может сказать правду, — объясняет Родченков, настаивая: — Я не против России. Я против систематического вранья. Помните, «Икар» начинался как фильм о мошенничестве в спорте; «Последствия» — гораздо более масштабная история, принимая во внимание нечестность, насилие и запугивание коррумпированного режима. Что бы вы ни говорили о Родченкове и его мотивах (российские телеролики в этом отношении жестоки), но несомненно есть что-то героическое в жертвах, которые он приносит, чтобы бросить вызов власти Путина.
В фильме представлены и другие люди, которые думают так же, как новый лидер РУСАДА Юрий Ганус, у которого Фогель впервые взял интервью на спортивной конференции Play the Game. Несмотря на огромное давление со стороны Путина и российской общественности, Ганус искренне пытается навести порядок в системе. Его усилия, по меньшей мере, недооценены до такой степени, что Фогель спрашивает Гануса, не хочет ли он когда-нибудь тоже бежать из России. Учитывая то, каким центральным персонажем стал Фогель в «Икаре», в сиквеле его мало. Это делает наблюдение режиссера еще более сильным в сценах, где он и Родченков воссоединяются. Предыдущий фильм явно связал этих двух мужчин на всю жизнь. Быть ясным в «Икаре», возможно, было моральной победой Родченкова, но во многих отношениях дружба — это все, что он может для этого показать.