В преддверии 2023 года война России за вторжение в Улан приближается к своей первой годовщине. Будет ли это год эскалации, решения проблем или жесткого тупика?
Редактор BBC Russia Стив Розенберг и международный редактор Джереми Боуэн отвечают на пять ключевых вопросов программы Today на BBC Radio 4.
1) После почти года боев Россия и Украина истощены и понесли большие потери, есть ли признаки того, что Путин устал от этой войны?
Стив Розенберг: Путин совсем не скучает, по крайней мере, не показывает этого. После новогодней речи Путина мы лучше понимаем, где он сейчас, что думает и куда хочет привести Россию в 2023 году.
Независимо от того, что он на самом деле сказал, я думаю, что то, что он представил публике, сказало все. Потому что, когда он произносил речь, за ним стояли мужчины и женщины в военной форме с довольно суровыми лицами. Это довольно шокирующий образ, и он говорит русским людям: это ваша страна. Это Россия в 2023 году — страна в состоянии войны.
Хотя Путин никогда не называл этот конфликт войной, у России есть только одна цель: все направлено на достижение военной победы над Украиной, НАТО и Западом. Россия ожидает от каждого гражданина поддержки такой цели и готова к этому. В конце концов ради этого пошли на жертвы, в стране нет дебатов, нет дискуссии, и все сосредоточено только на стране и Путине как лидере.
Кроме создания таких образов, в его новогоднем выступлении не было ни слова о мире, ни следа компромисса, ни единого слова, намекающего на то, что он надеется найти выход из ситуации.
Путин как президент просто хочет победить, либо потому, что он искренне верит, что это возможно, либо потому, что Путин знает, что он находится в центре всего этого, и теперь выхода нет, и его единственный вариант — продолжать давить и надеяться, что что-то среднее устроит. его для разнообразия.
2) Будут ли украинцы продолжать упорно сражаться?
Джером·Боуэн: Президент Украины Владимир Зеленский говорил о возвращении их потерянных земель, в том числе великой провинции, которую они потеряли в 2014 году — Крым.
Теперь Зеленский показал себя очень хорошим военным лидером, но то, чего они могут добиться в военном отношении, зависит от поддержки, которую им оказывает НАТО, особенно от поддержки, которую они получают от Соединенных Штатов. Современное украинское оружие, такое как ракетная система «Химарс», нанесло тяжелый удар по России.
Но президент США Байден взял очень осторожный курс. По сути, он не может позволить Украине проиграть войну, но должен поддержать Украину, чтобы это действительно произошло.
Сегодня украинцы понимают, что нужно больше ударных сил, чтобы вернуть себе родину. Когда я последний раз был на Украине, русские отступали из южного города Херсона, и каждый командир в регионе, с которым я разговаривал, говорил, что для победы в войне так, как они хотели, им нужны более современные танки и самолеты, которые пошли в наступление, оружие, которого у них не было до сих пор.
3) Уменьшится ли иностранная поддержка Украины?
Розенберг: Я думаю, это часть расчетов Путина, потому что с прошлого 24 февраля, даже если дела у него идут плохо, он все равно считает, что у него сильная карта, и он считает, что Запад потихоньку устанет от этой войны. и уменьшить поддержку Украины.
В России ходит множество слухов и домыслов: например, в России может пройти новый виток военной мобилизации, а некоторые говорят, что российские военные могут начать весеннее наступление. Власти сохраняют оптимизм и говорят о победе.
морское ушкоискусство: Когда генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявил в ноябре, что Украине будет трудно вернуть Крым, я думаю, он, возможно, имел в виду, что такая идея нежелательна. Хотя он не скоро сделает такие комментарии, неизменный факт в том, что он это сказал.
4) Каково состояние поддержки войны в России?
Розенберг: Существует разрыв между сообщением Кремля и реальностью того, что происходит в зоне боевых действий в данный момент.
С одной стороны вы видите Путина, сплачивающего нацию в своей новогодней речи и объявляющего победный марш, но через несколько минут вы видите новость о том, что Украина нанесла ракетный удар по военному городку Маковка, понеся тяжелые потери.
Я все еще говорю здесь только о несоответствии между рекламой и реальностью, но на самом деле мы видим две параллельные реальности, и мы говорим о них уже почти год.
Если вы хотите знать, как будет выглядеть Россия в 2023 году, скрестите Джорджа Оруэлла с Льюисом Кэрроллом, и вы получите примерное представление. Это странная смесь «1984» и «Алисы в Зазеркалье», где все перевернуто, туда-сюда, вверх ногами: война — это мир, невежество — это сила.
Кремль сконструировал эту иллюзию альтернативной реальности, с утра до ночи пропагандируя и продвигая ее в государственных СМИ, в которой Россия изображается жертвой, а Украина и Запад — агрессорами, ведущими войну.
5) Готовы ли две стороны войны к заключению мира?
морское ушкоискусство: Я не думаю, что сейчас наступил поворотный момент, когда есть место для переговоров, потому что Путин верит, что он может победить или ему все равно придется продолжать.
И украинцы верят, что они могут победить, и после стольких кровопролитий и стольких страданий они не допустят, чтобы ими манипулировали, чтобы они шли на уступки, которых они не хотят.
Тон Зеленского изменился с началом войны. В марте, в первые недели, когда Киеву, украинской столице, казалось, действительно угрожали российские войска, он сказал следующее: жизни важнее, возможно, больше, чем территории.
Сейчас они говорят, что Украина хочет вернуть себе каждый дюйм, и если Россия хочет вести переговоры, она должна сначала уйти с украинской земли.