«Серьезно ошибочное» российское расследование и его долгосрочное влияние на ФБР

ВАШИНГТОН (AP) — Неудачные запросы выслушать бывшего помощника тогдашнего кандидата Дональда Трампа. Ошибочные поиски бывшего британского шпиона, отвечающего за важную политическую миссию. И ФБР борется с часами сезона выборов, чтобы развеять подозрения в сговоре иностранных правительств, которые, по его словам, могут иметь серьезные последствия для национальной безопасности.

А 306-страничный отчет специального советника Министерства юстиции Джона Дарема вновь фокусирует негативное внимание на одном из самых политически значимых расследований в истории ФБР: расследовании того, была ли президентская кампания Трампа в 2016 г. сговор с Россией, чтобы повлиять на результаты выборов.

Выводы не льстят ФБР: Дарем сказал, что он поторопился с расследованием без достаточных оснований и систематически игнорировал или рационализировал доказательства, которые подрывали его предположения. В отчете перечисляется ряд ошибок, хотя многие из них уже были задокументированы несколько лет назад в отдельном отчете генерального инспектора Министерства юстиции, и ФБР говорит, что ему потребовалось несколько десятков корректирующих действий.

Взгляните на некоторые из основных выводов отчета Дарема.

«СЕРЬЕЗНО ЛОЖНЫЙ» ОПРОС

В отчете значительное внимание уделяется решению ФБР начать 31 июля 2016 года расследование возможного преступного сговора между кампанией Трампа и Россией.

Расследование было начато после того, как австралийский дипломат узнал, что сотрудник предвыборного штаба Трампа назвал Джордж Пападопулос утверждал, что знал, что у России есть «компромат» на Хиллари Клинтон в виде электронных писем. К тому времени было хорошо известно, что российские агенты взломали электронные письма демократов, и Трамп даже как бы публично приглашал Москву получать сообщения от Клинтона.

Но, по словам Дарема, ФБР поспешило с расследованием, не имея никаких доказательств того, что кто-либо из предвыборного штаба Трампа контактировал с агентами российской разведки. В нем поименно указаны российские эксперты из ФБР и других агентств, с которыми никогда не проводились консультации до начала расследования, и указывается, что если бы они были, они бы заявили об отсутствии информации, указывающей на сговор между Россией и кампанией.

В отчете утверждается, что ФБР было склонно к «предвзятости подтверждения», неоднократно игнорируя, преуменьшая или рационализируя доказательства, которые подрывали предпосылку сговора, включая разговор, в котором Пападопулос категорически отрицал, что ему известно о каких-либо отношениях сотрудничества между Россией и кампанией Трампа.

В нем также говорится, что следователи не смогли обосновать «единственное существенное обвинение» в исследовательском досье, финансируемом демократами, которое было составлено бывшим британским шпионом. Кристофер Стилпродолжая цитировать его в запросах к Суд по надзору за внешней разведкой послушать бывшего помощника Трампа Картера Пейджа.

НО РАСКРЫЛ ОН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВЕКА», КАК ПРОГНОЗ ТРАМПА?

Нет, это не так. Несмотря на выявление бесчисленных ошибок, отчет и более широкое расследование не оправдали ажиотажа Трампа. Бывший президент заявил, что это разоблачит «преступление века» и разоблачит «глубинный государственный заговор» высокопоставленных правительственных чиновников с целью сорвать его кандидатуру, а затем и его президентство.

Но в результате отчета был вынесен только один обвинительный приговор — признание вины малоизвестным сотрудником ФБР — и только два других дела, которые были возбуждены, закончились оправдательными приговорами в суде. И хотя Дарем обвинил ФБР в предвзятости подтверждения, он не утверждал, что действиями ФБР руководили политическая предвзятость или предвзятость.

«ТРЕБОВОСТЬ, ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ»

ФБР ответило на критику своих действий, отметив, что такое поведение имело место в разных управлениях ФБР, за несколько месяцев до того, как нынешний директор Кристофер Рэй занял высшую должность. Он также сказал, что уже принял десятки корректирующих мероприятий предназначен для предотвращения повторения одних и тех же проблем.

К ним относятся шаги, направленные на обеспечение точности запросов файлов ФБР в тайный суд по наблюдению, когда оно хочет прослушивать сообщения подозреваемых в шпионаже и террористах. Например, заявили в ФБР, теперь агенты должны предоставлять больше информации, в том числе выявлять и раскрывать доказательства, которые могут опровергнуть их предположение о том, что слежка является оправданной. Кроме того, ФБР работало над улучшением мониторинга конфиденциальных источников информации.

ФБР сообщило в письме Дарему, что оно уверено в том, что если бы эти меры были приняты в 2016 году, «сбои, подробно описанные в вашем отчете, никогда бы не произошли». В отдельном заявлении он сказал, что отчет подчеркивает важность обеспечения того, чтобы ФБР продолжало выполнять свою работу с тщательностью, объективностью и профессионализмом, которых американский народ по праву заслуживает и ожидает.

ОТНОСИЛИСЬ К КАМПАНИИ КЛИНТОН ПО-ДРУГОМУ?

Да, утверждает Дарем. Он отмечает, что в 2016 году ФБР также расследовало утверждения в книге «Клинтон Кэш», написанной консервативным писателем, о том, что якобы иностранные правительства направляли деньги в Фонд Клинтона в обмен на доступ. Хиллари Клинтон, кандидат в президенты от Демократической партии, и бывший президент Билл Клинтон давно отрицают какие-либо правонарушения.

По словам Дарема, ФБР назвало свою критику в адрес Клинтон Кэш «предварительным расследованием». Но расследование Трампа в России, по его словам, «было немедленно начато как полноценное расследование, несмотря на то, что оно также основано на непроверенных слухах».

Он утверждает, что ФБР осторожно относилось к влиянию на кампанию Хиллари Клинтон, чего не было на кампанию Трампа.

Чтобы подчеркнуть свою точку зрения, он цитирует некоторые текстовые сообщения между бывшими сотрудниками ФБР Питером Стржоком и Лизой Пейдж, чья неприязнь к Трампу, выраженная в частном порядке, уже давно приводится как свидетельство предвзятости.

«Еще одно: (Клинтон) может стать нашим следующим президентом», — как сообщается, написал Пейдж Стржоку. «Последнее, что вам нужно (это) идти туда нагруженным для медведя. Думаешь, она вспомнит или ей будет небезразлично, что это был скорее додж, чем ФБР?

ВОСХОЖДЕНИЕ НА КОНГРЕСС ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Доклад Дарема стал еще одним ударом по ФБР, поскольку оно пытается убедить Конгресс в том, что является ответственным распорядителем разведданных.

Законодатели начать обсуждение следует ли возобновить программу слежения в США, которая перехватывает огромное количество электронных писем и телефонных звонков от незнакомцев. Срок действия программы, утвержденной статьей 702 Закона о наблюдении за внешней разведкой, истекает в конце этого года.

Отчет Дарема обращает внимание на ошибки, которые республиканцы уже приводили в качестве причин для пересмотра Раздела 702. ФБР не использовало Раздел 702 для наблюдения за Пейджем. Но его упущения в суде по первичному надзору уже давно раздражают республиканцев, которые дали понять, что не будут продлевать раздел 702 без изменений, направленных против ФБР.

«Очень важно, чтобы Конгресс кодифицировал четкие меры предосторожности, которые предотвратят будущие злоупотребления ФБР и восстановят общественное доверие к нашим правоохранительным органам», — заявил в своем заявлении республиканец Майк Тернер, председатель Комитета Палаты представителей по разведке.

Тем временем значительное число демократов отдельно хотят, чтобы ФБР могло искать данные внешней слежки, собранные в соответствии с разделом 702.

Эрик Такер и Номаан Мерчант, Associated Press

cristiano mbappe