Изменит ли сделка между Саудовской Аравией и Ираном расстановку сил на Ближнем Востоке? | Новости Ближнего Востока | Аль-Джазира

Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани и советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мусаид бин Мохаммад аль-Айбан изображены с высокопоставленным дипломатом Китая Ван И в рамках соглашения о поглощении дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном. соглашение об отношениях, вызвавшее большой шок в американской политике.

Наблюдатели считают, что ирано-саудовское соглашение о возобновлении дипломатических отношений, заключенное при посредничестве Китая, посылает много сигналов об ослаблении роли Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. В дополнение к серьезным потрясениям в геополитическом ландшафте Ближнего Востока, Китай теперь может играть роль в вопросах, далеких от его сферы влияния.

Администрация президента США Джо Байдена занята расширением глубины и масштабов (для нормализации) соглашений Авраама, помогая создать новую архитектуру безопасности на Ближнем Востоке для противодействия предполагаемым иранским беспилотным и ракетным угрозам. В то время Китай незаметно действовал, чтобы сблизить Саудовскую Аравию и Иран, две самые важные страны в регионе Персидского залива.

Вашингтон не уделял пристального внимания растущей роли Китая в регионе, о чем свидетельствует ключевой визит президента Ирана Ибрагима Рахима в Пекин в прошлом месяце, который состоялся после визита председателя КНР Си Цзиньпина в Пекин в 2022 г. после визита в Саудовскую Аравию в декабре 2009 г. Кроме того, в последние годы Пекин стал крупнейшим торговым партнером Эр-Рияда с объемом транзакций, превышающим 87 миллиардов долларов в 2022 году. Между тем, Китай также стал крупнейшим торговым партнером Ирана с объемом транзакций, превышающим 17 миллиардов долларов.

Китайский дипломат Ван И (в центре), секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани (слева) и советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мусаид бин Мохаммад Альбан (справа) обмениваются рукопожатием (телеканал «Чаннел полуостров»)

старое американское видение

После потери верного союзника США шаха Мохаммада Резы Пехлеви вспышка иранской революции 1979 года потрясла Вашингтон и нарушила его меры безопасности в регионе. Бывший президент Джимми Картер сказал в своем обращении к Конгрессу США в 1980 году, что «любая попытка внешних держав контролировать Персидский залив равносильна нападению на жизненно важные интересы Соединенных Штатов», что является серьезным и серьезным сигналом для всех, кто хочет приблизиться к району Персидского залива военными средствами.прямая информация.

Хотя спустя более 40 лет цель создания системы коллективной безопасности Персидского залива под контролем Вашингтона является одним из главных приоритетов США в регионе, тем более что Персидский залив продолжает играть ключевую роль в глобальной энергетической системе.

Выступая на форуме в Манаме в ноябре 2022 года, координатор Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку Бретт Макгерк заявил об этом на фоне напряженности в отношениях с Ираном, который обвиняется в дестабилизации путем нанесения ударов по кораблям в водах Персидского залива. Обновление происходит по мере того, как его страна работает над созданием интегрированной инфраструктуры воздушной и морской обороны на Ближнем Востоке.

На том же форуме глава Центрального командования США генерал Майкл Коррера объявил, что к 2023 году оперативная группа под руководством Вашингтона развернет более 100 кораблей для патрулирования стратегических вод в районе Персидского залива для отражения угроз со стороны Ирана со стороны моря.

По словам Карима Саджадпура, старшего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, «нападение Ирана на объекты Aramco в Саудовской Аравии в 2019 году показало Эр-Рияду, что Соединенные Штаты не могут защитить его от Ирана. Поэтому, учитывая огромное влияние Китая на Иран и его озабоченность региональной стабильности, Саудовская Аравия может надеяться, что сделка предоставит ей китайский щит, тем самым обеспечив стабильность в регионе».

С другой стороны, Ричард Голдберг, старший советник Фонда защиты демократий, считает, что решение Саудовской Аравии является «прямым результатом политики США, поскольку Эр-Рияд избегает отмены санкций и возвращения к ядерной сделке, а также вступления в новые структуры на Ближнем Востоке». на восток, чтобы избежать ухода США из региона».

Долгосрочное соглашение (Аль-Джазира)

важная роль

С другой стороны, Марк Дубовиц, директор Фонда защиты демократий, считает, что «при посредничестве Китая отношения между Ираном и Саудовской Аравией восстановлены, что является очень большой потерей для интересов США». «. США». Он также указал, что это показало, что «саудовцы не верят, что Вашингтон поддержит их, в то время как Иран видит в этом возможность покончить со своей международной изоляцией и сделать Китай силой на Ближнем Востоке».

Американский дипломат в отставке Час Фриман сказал: «Если вы создадите дипломатический вакуум, кто-то его заполнит. В основном это то, что происходит с политикой США в Персидском заливе». После долгих лет отнесения своих отношений с Ближним Востоком к торговым вопросам Китай теперь, похоже, более склонен баловаться политикой. Новая сделка показывает, что Саудовская Аравия и Иран хотят умиротворить Китай, не обязательно потому, что это новая сверхдержава в регионе, а потому, что это важный игрок, которого нельзя игнорировать.

В серии твитов на платформе Twitter Анил Шлейн, эксперт по политике США в Персидском заливе из Института Куинси в Вашингтоне, подтвердил, что «посредничество Китая в этой сделке важно, потому что оно показывает, что роль в консолидации Средний Восток». Восток определяется больше сотрудничеством и торговлей, чем конфликтами и продажей оружия, как это обычно бывает при американской гегемонии».

Эксперт посоветовал Вашингтону работать на благо мира и процветания народов региона, а не только на продажу оружия и помощь в сфере безопасности.

Карта Иран — Саудовская Аравия

Китайское присутствие

Сделка заключена в то время, когда страны Персидского залива наблюдают, как Соединенные Штаты медленно выводят войска с Ближнего Востока, оставляя Китаю вакуум власти. Во время поездки на Ближний Восток в июле 2022 года в Израиль, Палестину и Саудовскую Аравию президент США Джо Байден заявил, что его страна «не уйдет, не оставив вакуума, который будет заполнен Китаем, Россией или Соединенными Штатами». И Байден игнорирует тот факт, что Ближний Восток стал открытым полем, которое очень приветствует растущую роль Китая в большинстве его стран.

Присутствие Китая на Ближнем Востоке за последние годы значительно возросло во всех областях экономики, обороны, дипломатии и мягкой силы. На данный момент Пекин считает, что его интересам на Ближнем Востоке лучше всего отвечает сосредоточение внимания на торговле и воздержание от вопросов безопасности и политических вопросов. Однако страны региона все чаще втягивают Китай в политические вопросы и вопросы безопасности. Это побудило Китай взять на себя большую роль в обеспечении безопасности, о чем свидетельствует посредничество между Тегераном и Эр-Риядом.

cristiano mbappe