Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани и советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мусаид бин Мохаммад аль-Айбан изображены с высокопоставленным дипломатом Китая Ван И в рамках соглашения о поглощении дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном. соглашение об отношениях, вызвавшее большой шок в американской политике.
Наблюдатели считают, что ирано-саудовское соглашение о возобновлении дипломатических отношений, заключенное при посредничестве Китая, посылает много сигналов об ослаблении роли Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. В дополнение к серьезным потрясениям в геополитическом ландшафте Ближнего Востока, Китай теперь может играть роль в вопросах, далеких от его сферы влияния.
Администрация президента США Джо Байдена занята расширением глубины и масштабов (для нормализации) соглашений Авраама, помогая создать новую архитектуру безопасности на Ближнем Востоке для противодействия предполагаемым иранским беспилотным и ракетным угрозам. В то время Китай незаметно действовал, чтобы сблизить Саудовскую Аравию и Иран, две самые важные страны в регионе Персидского залива.
Вашингтон не уделял пристального внимания растущей роли Китая в регионе, о чем свидетельствует ключевой визит президента Ирана Ибрагима Рахима в Пекин в прошлом месяце, который состоялся после визита председателя КНР Си Цзиньпина в Пекин в 2022 г. после визита в Саудовскую Аравию в декабре 2009 г. Кроме того, в последние годы Пекин стал крупнейшим торговым партнером Эр-Рияда с объемом транзакций, превышающим 87 миллиардов долларов в 2022 году. Между тем, Китай также стал крупнейшим торговым партнером Ирана с объемом транзакций, превышающим 17 миллиардов долларов.
старое американское видение
После потери верного союзника США шаха Мохаммада Резы Пехлеви вспышка иранской революции 1979 года потрясла Вашингтон и нарушила его меры безопасности в регионе. Бывший президент Джимми Картер сказал в своем обращении к Конгрессу США в 1980 году, что «любая попытка внешних держав контролировать Персидский залив равносильна нападению на жизненно важные интересы Соединенных Штатов», что является серьезным и серьезным сигналом для всех, кто хочет приблизиться к району Персидского залива военными средствами.прямая информация.
Хотя спустя более 40 лет цель создания системы коллективной безопасности Персидского залива под контролем Вашингтона является одним из главных приоритетов США в регионе, тем более что Персидский залив продолжает играть ключевую роль в глобальной энергетической системе.
Выступая на форуме в Манаме в ноябре 2022 года, координатор Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку Бретт Макгерк заявил об этом на фоне напряженности в отношениях с Ираном, который обвиняется в дестабилизации путем нанесения ударов по кораблям в водах Персидского залива. Обновление происходит по мере того, как его страна работает над созданием интегрированной инфраструктуры воздушной и морской обороны на Ближнем Востоке.
На том же форуме глава Центрального командования США генерал Майкл Коррера объявил, что к 2023 году оперативная группа под руководством Вашингтона развернет более 100 кораблей для патрулирования стратегических вод в районе Персидского залива для отражения угроз со стороны Ирана со стороны моря.
По словам Карима Саджадпура, старшего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, «нападение Ирана на объекты Aramco в Саудовской Аравии в 2019 году показало Эр-Рияду, что Соединенные Штаты не могут защитить его от Ирана. Поэтому, учитывая огромное влияние Китая на Иран и его озабоченность региональной стабильности, Саудовская Аравия может надеяться, что сделка предоставит ей китайский щит, тем самым обеспечив стабильность в регионе».
С другой стороны, Ричард Голдберг, старший советник Фонда защиты демократий, считает, что решение Саудовской Аравии является «прямым результатом политики США, поскольку Эр-Рияд избегает отмены санкций и возвращения к ядерной сделке, а также вступления в новые структуры на Ближнем Востоке». на восток, чтобы избежать ухода США из региона».
важная роль
С другой стороны, Марк Дубовиц, директор Фонда защиты демократий, считает, что «при посредничестве Китая отношения между Ираном и Саудовской Аравией восстановлены, что является очень большой потерей для интересов США». «. США». Он также указал, что это показало, что «саудовцы не верят, что Вашингтон поддержит их, в то время как Иран видит в этом возможность покончить со своей международной изоляцией и сделать Китай силой на Ближнем Востоке».
Американский дипломат в отставке Час Фриман сказал: «Если вы создадите дипломатический вакуум, кто-то его заполнит. В основном это то, что происходит с политикой США в Персидском заливе». После долгих лет отнесения своих отношений с Ближним Востоком к торговым вопросам Китай теперь, похоже, более склонен баловаться политикой. Новая сделка показывает, что Саудовская Аравия и Иран хотят умиротворить Китай, не обязательно потому, что это новая сверхдержава в регионе, а потому, что это важный игрок, которого нельзя игнорировать.
В серии твитов на платформе Twitter Анил Шлейн, эксперт по политике США в Персидском заливе из Института Куинси в Вашингтоне, подтвердил, что «посредничество Китая в этой сделке важно, потому что оно показывает, что роль в консолидации Средний Восток». Восток определяется больше сотрудничеством и торговлей, чем конфликтами и продажей оружия, как это обычно бывает при американской гегемонии».
Эксперт посоветовал Вашингтону работать на благо мира и процветания народов региона, а не только на продажу оружия и помощь в сфере безопасности.
Китайское присутствие
Сделка заключена в то время, когда страны Персидского залива наблюдают, как Соединенные Штаты медленно выводят войска с Ближнего Востока, оставляя Китаю вакуум власти. Во время поездки на Ближний Восток в июле 2022 года в Израиль, Палестину и Саудовскую Аравию президент США Джо Байден заявил, что его страна «не уйдет, не оставив вакуума, который будет заполнен Китаем, Россией или Соединенными Штатами». И Байден игнорирует тот факт, что Ближний Восток стал открытым полем, которое очень приветствует растущую роль Китая в большинстве его стран.
Присутствие Китая на Ближнем Востоке за последние годы значительно возросло во всех областях экономики, обороны, дипломатии и мягкой силы. На данный момент Пекин считает, что его интересам на Ближнем Востоке лучше всего отвечает сосредоточение внимания на торговле и воздержание от вопросов безопасности и политических вопросов. Однако страны региона все чаще втягивают Китай в политические вопросы и вопросы безопасности. Это побудило Китай взять на себя большую роль в обеспечении безопасности, о чем свидетельствует посредничество между Тегераном и Эр-Риядом.