Ларисе Сергеевне Брижик не пришлось оставаться. Как и многие украинские женщины и дети, она могла бежать из зоны боевых действий. Но в качестве заведующей отделом Киевского института теоретической физики имени Боголюбова, ответственной за команду из семи человек, она решила остаться.
В конце прошлого года учреждение доктора Брижика получило годовой грант в размере 165 000 долларов. Эти средства были частью транша грантов в размере 1,2 миллиона долларов США от Фонд Саймонса это было объявлено в среду. Предполагается, что они помогут поддержать сотни украинских ученых, чья работа была прервана, когда Россия вторглась в их страну в прошлом году. Фонд, базирующийся в Нью-Йорке и поддерживающий многие отрасли фундаментальной науки, был финансирован Джеймсом и Мэрилин Саймонс. Г-н Саймонс основал Renaissance Technologies, хедж-фонд, также базирующийся в Нью-Йорке.
В случае доктора Брижика деньги будут поддерживать 53 исследователя в институте, где физики изучают плазму, элементарные частицы и астрофизические явления.
«Это показывает, что мы не одиноки — что есть люди, которым не все равно», — сказал д-р Брижик о финансировании. «Это очень помогает», — добавила она, особенно учитывая тугость пояса военного времени и соблазн работы за границей для молодых ученых. «Для тех, кто остается, возможностей не так много. Это действительно важно для тех, кто остается.
Фонд Саймонса все еще рассматривает заявки на гранты от Украины, продлив срок подачи заявок после того, как российские ракетные удары отключили электричество и доступ в Интернет для некоторых ученых.
Десятки ведущих украинских ученых и их коллективов и лабораторий — всего 405 специалистов и докторантов — получают поддержку Фонда Саймонса. Получателями являются химики, биологи, физики и математики.
За последние полвека качество украинской науки было «чрезвычайно высоким», сказал С. Джеймс Гейтс-младший, профессор физики Мэрилендского университета. В прошлом году доктор Гейтс помог организовать помощь украинским ученым в качестве бывшего президента Американского физического общества. Доктор Гейтс, который говорит, что не получал поддержки от Фонда Саймонса, назвал гранты «инвестициями в будущее».
Он сказал, что украинские ученые провели пионерскую работу по теория суперсимметрии, который стремится математически объединить известные силы природы и постулирует существование неоткрытых частиц. Более прозаично, что многие западные компании, работающие в области фармацевтики и компьютерного программирования, передали задачи на аутсорсинг технически подкованной рабочей силе страны.
Российские силы вторжения, помимо ущерб инфраструктуре страны и грабить его культурные ценностинарушали работу ее ученых и нападали на их рабочие места.
В марте прошлого года в Харькове российские войска бомбили Физико-технический институт, повредив ядерный объект, который использовался для исследований и производства медицинских изотопов. Его специалисты получают от Саймонса гранты в размере 80 400 долларов.
В октябре взрыв российской ракеты выбил окна и погнул оконные рамы в Институте математики, расположенном в историческом здании XIX века в Киеве. Специалисты там получают гранты в размере 310 000 долларов.
Когда русские осадили Киев в марте прошлого года, доктор Брижик, ее кошка и дочь спали в коридоре своей квартиры, чтобы не смотреть окнами в спальни.
«В некоторые дни включается до 10-12 сирен воздушной тревоги», — написала она тогда на своем сайте. «Нам повезло — пока наше здание не разрушено».
Однако доктор Брижик решил остаться не только ради сохранения украинской науки, но и как символ сопротивления захватчикам.
«Я люблю свою страну, — сказала она. «Важно, чтобы наша армия, наши солдаты защищали не пустую территорию, а людей, которые здесь живут».
Грегори Габададзе, декан по науке Нью-Йоркского университета и глава Simons, у которого есть семья в Украине, сказал, что фонд начал думать об украинской помощи вскоре после российского вторжения в феврале прошлого года.
«Они люди отличного качества», — сказал он о получателях. «Важно поддерживать их исследования, чтобы они могли передать эти знания и навыки следующему поколению. Однажды разрушенный, восстановить его практически невозможно.
Доктор Габададзе сказал, что фонд планирует продолжать предоставлять ежегодные гранты до тех пор, пока длится война, а затем заняться восстановлением украинской науки.