МИЛАН, Италия. Беспилотные технологии могут дать Западу возможность догнать Россию, увязшую в Украине, и закрепиться в нагревающейся Арктике, считают эксперты.
По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), морской лед, покрывающий Северный Ледовитый океан, тает с угрожающей скоростью 13% за десятилетие из-за изменения климата. Это создало для арктических государств — Соединенные ШтатыКанада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и Швеция, а также неарктические страны, новые возможности для установления военного и коммерческого контроля над этой недавно доступной территорией по мере увеличения добычи природных ресурсов и появления новых морских путей.
Единственная проблема ? Запад сильно отстает в игре против давнего присутствия России в регионе, где, по мнению экспертов, ей удалось сохранить свое военное превосходство за последнее десятилетие.
«Москва рассматривает Арктику как ключ к своей национальной безопасности и экономическому развитию — это было закреплено в ее правительственных заявлениях, политике и особенно в ее морских доктринах с начала 1990-х годов», — сказал Сэмюэл Бендетт, аналитик Центра военно-морского анализа. Российские исследования. Программа. «Его комплексный подход к развитию региона сегодня опирается на наследие времен холодной войны, когда страна унаследовала огромную техническую базу и базу знаний после 1992 года и расширила ее».
Кремль закрепил свой военный потенциал в Арктике в первую очередь за счет «превосходного числа ледоколов, своего новаторства в области военных беспилотников, способных работать в Арктике, модернизации морских баз, ракет, взлетно-посадочных полос и радиолокационных систем», — говорит доцент Джеймс Роджер. в области военных исследований в Датском институте перспективных исследований. Важно отметить, что регион также является неотъемлемой частью боевой обстановки Северного флота России, где базируются самые мощные атомные подводные лодки страны.
По данным American Security Project, в 2020 году количество российских военных баз, находящихся в эксплуатации или модернизируемых в Арктике, составляло не менее 16, из них 12 авиабаз, три базы подводных лодок и одна база воздушной разведки беспилотниками.
Юсси Кангасойя, специалист по беспилотным летательным аппаратам из коллектива Arctic Drone Labs в Финляндии, говорит, что Москва, как известно, уже много лет имеет несколько действующих дронов, способных работать в Арктике.
«В 2018 году «Калашников» представил серию беспилотников двойного назначения Zala Arctic. [including the Zala 421-08M and Zala 421-16E] адаптированы к условиям региона», — сказал он. «В 2019 году государственные источники сообщили о существовании еще одного беспилотника, способного оставаться в воздухе в течение четырех дней в Арктике без необходимости полагаться на помехи спутниковой навигации. В 2021 году Radar MMS представила тяжелый грузовой дрон, способный работать при температуре -70 градусов по Цельсию. Документально подтверждено, что Россия использует беспилотные подводные беспилотные летательные аппараты (БПА), некоторые из которых, например «Посейдон» с ядерной установкой, были специально разработаны для арктических вод.
К этому списку Бендетт добавляет, что в регионе будут разрабатываться: конвертоплан и беспилотники вертолетного типа (VRT-300), автономный глубоководный БПА «Сарма», проходящий завершающие испытания, и БПА «Шэдоу-2». Россия также запустила свой «Проект Айсберг», состоящий из глубоководных буровых и сервисных станций с участием роботизированных и автономных БПЛА, который, по ее словам, является «вероятно, самым крупным и амбициозным проектом в стране в своем роде».
Война на Украине
Эксперты неоднозначно оценивают, отвлекает ли война России против Украины внимание от арктической экспансии. В то время как Роджер и Кангасойя согласны с тем, что наступление Москвы на Украине «подорвало как арктическую готовность России, так и ее боевые средства», Бендетт говорит, что это не так.
Наоборот, говорит он, «российское правительство неуклонно объявляет о дополнительных ресурсах для Арктики в 2022 году, таких как строительство большего количества ледоколов и военных подводных лодок, а также призывает уделять больше внимания Арктике в 2023 году».
Тем не менее специалисты предупреждают, что, хотя у Кремля, похоже, есть очень передовые арктические технологии, в реальной жизни это оборудование еще не применялось. Кангасоя сказал, что «военные возможности России, включая характеристики ее техники, в целом перед войной были переоценены». По его мнению, очевидно, что конфликт вытянул большую часть, если не большую часть, российских ресурсов в виде живой силы и оружия с арктических баз, оставив минимальный экипаж. «Это также факт, что его производство замедлилось из-за международных санкций, и война сильно поглощает его запасы», — сказал он.
Роджер согласен с тем, что в прошлом Москва была известна тем, что приукрашивала и преувеличивала возможности и готовность своего военного оружия. Однако он подчеркивает, что «ни в коем случае не сделает вывод, что Россия слаба в арктической обороне». На самом деле Москва вполне могла бы «сдержать некоторые из своих более высокотехнологичных систем или беспилотников, готовых к работе в Арктике».
где стоит запад
У Соединенных Штатов и их западных союзников есть ряд пробелов в оперативных возможностях в Арктике, которые необходимо заполнить, если они хотят догнать или перегнать российские разработки в регионе. Вашингтон в настоящее время борется при этом многие из его беспилотников теряют возможности сети и связи при работе выше 77-й параллели северной широты, что, по словам начальника Северного командования США генерала Глена ВанХерка, препятствует «повседневной» конкурентоспособности армии в регионе. Кроме того, в стране отсутствует достаточная функциональная инфраструктура для поддержки функционирования этих систем. Его основная арктическая территория сосредоточена вдоль береговой линии Аляски протяженностью 34 000 миль, где у него есть пять военных баз и только одна база ВВС Туле, расположенная в Гренландии.
Кангасоя с оптимизмом смотрит на то, что нынешнее состояние российских сил на Украине представляет «почти беспрецедентную возможность для Запада не только догнать, но и добиться прочного лидерства с помощью беспилотных технологий в арктическом контексте».
Некоторые западные страны, по-видимому, отдают приоритет разработке беспилотников, способных работать в Арктике. Одним из примеров является Консорциум IDG, многонациональный проект сотрудничества между шестью арктическими и антарктическими странами, в который входят Космический центр Andøya (Норвегия), компания Boeing по производству беспилотных летательных аппаратов Insitu, C-Core (Канада), Karl Osen (Швейцария), MDSI (Дания), Scott Полярный научно-исследовательский институт (Великобритания), Viasat (США) и VTT (Финляндия). Вместе они создали архитектуру Integrated Remote Sensing for the Arctic (IRSA) — систему наблюдения и разведки с четырьмя различными типами дронов, спутников, самолетов и подводных аппаратов. Впервые система была представлена в 2021 году в Дании.
У Соединенных Штатов есть Arctic Shark, предназначенный для операций за пределами прямой видимости в полярных регионах, который может нести полезную нагрузку до 70 фунтов (32 кг). ВМС США также разработали крупномасштабную систему подводного наблюдения, включающую БПЛА, а General Atomics успешно испытала MQ-9A Reaper в канадской Арктике в 2021 году.
«Мы продемонстрировали новые возможности для эффективных операций ISR, выполнив праздношатание на 78,31° северной широты (используя бортовую службу ISR L-диапазона Inmarsat) во время 25,5-часового полета, который преодолел 4550 миль и достиг температуры временами ниже -50 градусов по Цельсию». Об этом сообщил официальный представитель Atomics Марк Бринкли в электронном письме Defense News. Он добавил, что в последние месяцы компания также эксплуатировала MQ-9B с заснеженных взлетно-посадочных полос на севере Японии в очень холодных условиях.
Среди ведущих европейских стран — Дания с ее политическим приоритетом в регионе, реализующая пакет арктических возможностей в 2021 году. В рамках этого страна обязалась потратить 108 миллионов долларов на развертывание нескольких беспилотников-разведчиков длительного действия в соответствии с запросом НАТО на Фарерские острова и 8,6 миллиона долларов на тактические беспилотники.
Еще одна страна, которая добилась прогресса, — Финляндия, где базируется Arctic Drone Labs.
Кангасоджа, специалист по беспилотным летательным аппаратам, объясняет: «У нас на Севере имеется парк из более чем 20 дронов и различных датчиков, и мы планируем новые инвестиции. Поскольку мы находимся сразу за полярным кругом, наши системы испытываются в очень суровых условиях. Он говорит, что автопарк выступает в качестве тренировочной платформы для пилотов и исследователей, а также помогает производителям тестировать свои автомобили в конкретных испытательных полигонах по всей Финляндии.
Со своей стороны, Бендетт не так оптимистичен в отношении того, что Запад может сравниться с превосходством России в регионе. Он указывает, что у России есть ряд финансовых, технических и человеческих ресурсов, предназначенных для дальнейшего исследования Арктики, включая разработку более автономных технологий.
«Даже если Запад разработает больше беспилотных систем, недостаточно иметь значительное присутствие в Арктике, для чего требуется [more] ледоколы и пилотируемые станции», — сказал Бендетт.
Одно ясно, говорит Роджер: несмотря на конфликт на Украине, жесткая риторика Москвы о приоритетной защите российской Арктики остается неизменной.
Элизабет Госселин-Мало, европейский корреспондент Defense News. Она охватывает широкий круг тем, связанных с военными закупками и международной безопасностью, и специализируется на репортажах об авиационной отрасли. Она базируется в Милане, Италия.