- Изоляция России от Запада — это катастрофа для долгосрочного здоровья ее экономики, считают эксперты Insider.
- Торговая изоляция ограничивает то, что Россия может импортировать, что делает производство более дорогим.
Стойкость России перед лицом санкций удивила экспертов в первые месяцы войны на Украине, но есть все больше признаков того, что углубление изоляции приведет к увяданию экономики на долгие годы и значительному снижению позиций в качестве энергетической сверхдержавы.
Приняв на себя первые удары западных санкций, Россия приняла ответные меры, в значительной степени исключая Запад, торгуя исключительно с «дружественными» странами и укрепляя партнерские отношения со странами, которые могут вести дела с государством-изгоем.
Ему удалось посеять хаос за счет милитаризации торговли энергоресурсами. недавнее прекращение подачи газа в магистральный северный европейский «Поток-1» трубопровод, продавая оставшееся топливо таким клиентам, как Китай и Индия. Продажи энергоресурсов в эти две страны уступили России более 24 миллиардов долларов только в первые три месяца войны.
Но, по словам экономиста Калифорнийского университета в Беркли Юрия Городниченко, за дерзкой демонстрацией стойкости Путина скрываются признаки того, что Россия готова заплатить высокую цену за свою длительную изоляцию.
«То, что они предлагают сделать, — это рецепт долгосрочной стагнации», — сказал Городниченко Insider, указывая на другие изолированные страны с самой слабой экономикой в мире, в частности на Северную Корею, Афганистан и Кубу.
Изоляция России действительно началась в 2014 году, ухудшив ее экономическое положение в преддверии вторжения на Украину. В 2021 году ВВП страны составил 1,78 трлн долларов по сравнению с 2,06 трлн долларов семью годами ранее. Оценки Международного валютного фонда ВВП упадет еще на 6% Этот год.
«Происходит то, что [isolationism] сокращает количество продуктов, которые [Russia] можно купить», — сказал Джей Загорски, профессор рынков Бостонского университета. «Он может покупать только индийские сельскохозяйственные продукты, он может покупать только китайские промышленные товары и тому подобное. И когда вы ограничиваете себя определенной страной, вы часто не получаете лучшее качество или лучшую цену».
Это означает, что запрет России на расчеты с «недружественным» долларом США, который представляет 88% мировых валют транзакций – это огромный барьер, позволяющий продавцам взимать надбавку и удорожать импорт.
После войны торговля со странами, в отношении которых введены санкции, упала на 60%, а торговля со странами, не входящими в санкции, упала на 40%, экономист. Пол Кругман отметил в недавней редакционной статьесо ссылкой на данные Института международной экономики Петерсона.
Исчезающее энергетическое преимущество
Все это особенно сильно сказывается на экспорте энергоресурсов России.
В прошлом году продажи нефти и газа приходилось 45% ВВП России., по данным Международного энергетического агентства. Однако увеличение и поддержание производства энергии в долгосрочной перспективе зависит от способности закупать оборудование и технологии, необходимые для энергетики, большая часть которых производится на Западе.
«Многие комплекты и машины для разведки нефтяных месторождений чрезвычайно высокотехнологичны. Мы говорим о системах GPS и роботах, которые контролируют вещи глубоко под землей. Это не просто группа парней с большой трубой и кувалдой», — сказал Загорский. .
Неспособность инвестировать в эту технологию станет серьезным препятствием для господства России на энергетическом рынке в будущем, тем более что испытывающая нехватку энергии Европа выкладывает миллиарды для увеличения своего производства в течение следующего десятилетия.
Это усугубляется еще и тем, что Россия сейчас продает свою нефть определенным покупателям. Благодаря этому такие страны, как Китай и Индия, получили большие скидки на российскую нефть, а также возможность продавать нефть и газ другим покупателям с целью получения прибыли. По словам Городниченко, это не только снижает доходы России от энергоносителей, но и вынуждает страну уступить большую часть своего влияния на нефтяном рынке.
Это может быть одной из причин, почему Россия тихо записывает свои потери после войны. Минфин России публикует не ежемесячные отчеты, а внутренние документы, Блумберг обнаружил, что Россия понесла миллиардные «прямые убытки» от западных санкций, и ее профицит бюджета уменьшился на 137 млрд руб.или 2,1 миллиарда долларов в августе.
«Тот факт, что они не публикуют большого количества экономических данных, указывает на то, что они знают о затратах, но хотели бы скрыть величину этих затрат», — сказал Insider Беркли экономист Калифорнийского университета Дон Ханна. «Все это призвано замаскировать последствия вторжения в Украину для экономики России».