Глеб Столяров, Кэролин Кон и Конор Хамфрис
ДУБЛИН/ЛОНДОН (Рейтер) — Российские авиакомпании провели предварительные переговоры по крайней мере с одной крупной западной лизинговой компанией по поводу использования государственных средств для покупки некоторых из более чем 400 самолетов, застрявших в России после ее вторжения в Украину, согласно документам и источникам.
Предложение, которое потребует одобрения ЕС и проверит возможность компромисса в экономической войне между Москвой и Западом, могло бы сократить многомиллиардные счета кредиторов и страховщиков и позволить компаниям российских авиакомпаний получить формальное право собственности на самолеты в потенциально большая скидка. .
Источник в российской авиации сказал, что это предложение все еще обсуждается, но некоторые российские официальные лица настроены пессимистично по поводу его одобрения Европейским Союзом.
Официальный представитель ЕС, осведомленный о дискуссиях по этому вопросу, отказался от комментариев.
До того, что Москва называет «специальной военной операцией» на Украине, Россия была крупным рынком сбыта для арендодателей самолетов, которые покупали самолеты у Boeing и Airbus и сдавали их в аренду российским авиакомпаниям, которые хотели избежать первоначальных затрат и жесткости покупки самолетов самостоятельно. .
Но после того, как западные санкции вынудили арендодателей расторгнуть эти контракты, Москва отказала в вывозе самолетов, что привело к остановке самолетов на сумму почти 10 миллиардов долларов в России и вызвало претензии лизингодателей к их собственным страховщикам.
Российские авиакомпании продолжают эксплуатировать много самолетов, но некоторые испытывают трудности с получением запасных частей.
Подробности переговоров между российскими авиакомпаниями и арендодателем всплыли в ходе судебного разбирательства в Ирландии, где крупные лизингодатели судятся со страховщиками, в том числе с Lloyd’s of London, чтобы обеспечить выплату своих требований.
Крупнейшие в мире арендодатели AerCap, SMBC Aviation Capital и Avolon отказались сообщить, участвовали ли они в переговорах об оплате самолетов с российскими авиакомпаниями или их страховщиками.
Санкции ЕС, которые охватывают Ирландию, где зарегистрировано большинство арендованных самолетов, запрещают поставку авиатехники российским организациям и устанавливают крайний срок расторжения контрактов 28 марта.
Нет никаких признаков того, что кто-либо из арендодателей, работающих в жестко регулируемой отрасли, каким-либо образом нарушил санкции, а представители отрасли заявляют, что они изучают все варианты в беспрецедентной ситуации.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
Поддержка переговоров российским государством была продемонстрирована в письме министерства транспорта от 30 августа 23 авиакомпаниям.
«По закупке самолетов у иностранных доноров просьба представить информацию… по каждому самолету, предлагаемому к приобретению за счет средств Фонда национального благосостояния», — говорится в письме.
Он также запросил «информацию о (…) наличии соглашений с арендодателями и страховыми компаниями о плане выкупа самолетов».
Министерство не ответило на запрос о комментарии.
Лизингодатель № 2 в мире, SMBC, сообщил в письме от 15 сентября в Верховный суд Ирландии, что разговаривал с Аэрофлотом и его страховой компанией «АльфаСтрахование».
«АльфаСтрахование» сообщило, что «Аэрофлот» обратился к нему с просьбой изучить возможность осуществления выплат ex gratia… в пользу SMBC AC при урегулировании страховых случаев», — говорится в письме, копия которого была предоставлена агентству Reuters и другим СМИ. суд.
Платеж будет «в обмен на передачу права собственности на самолет российской страховой компании или ее агенту», — говорится в письме, о котором впервые сообщило ирландское издание The Currency.
SMBC, списавшая 34 самолета на 1,6 млрд долларов, сообщила в письме, что 2 сентября «АльфаСтрахование» предложила ей 644,2 млн долларов за 17 самолетов, арендованных у «Аэрофлота», за вычетом 82 млн долларов, уже выплаченных в виде депозитов и резервов.
Это было «значительно меньше, чем общая согласованная стоимость» для самолета, говорится в письме SMBC.
SMBC также сообщила в письме, что к ней обратилась ООО «Эльбрус Страховые Брокеры» от имени российской авиакомпании NordStar и отдельно от авиакомпании S7 для обсуждения «потенциальных решений по претензиям».
«Аэрофлот», «АльфаСтрахование», «Эльбрус», NordStar и S7 не ответили на запросы о комментариях.
ЛОББИРОВАНИЕ ЕС
В своем письме SMBC заявил, что участвовал в лоббировании ЕС с целью содействия заключению сделки, в частности отказу от статьи 3C Регламента 833/2014.
Такой отказ «позволил бы арендодателям-эксплуатантам из ЕС получить разрешение на передачу прав собственности на ранее арендованные самолеты российским арендаторам или их российским страховщикам», — сказал он.
Арендодатели могут утверждать, что сделка повысит безопасность, предоставив доступ к запасным частям, сказал Росс Дентон, глава отдела международной торговли юридической фирмы Ashurst.
Но представитель западного финансового ведомства заявил, что любая сделка столкнется с серьезными юридическими и дипломатическими препятствиями, а переговоры могут быть преждевременными.
«В настоящее время это было бы таким вопиющим нарушением санкций — с чего бы правительствам вдруг на это согласиться?» высокопоставленный чиновник сказал на условиях анонимности.
(Отчетность Конора Хамфриса, Глеба Столярова, Кэролин Кон и Тима Хефера; дополнительный отчет Яна Струпчевски; текст Конора Хамфриса; редактирование Александра Смита)