Недавнее появление истребителей F-16 в небе Украины – это победа всех украинцев, и особенно той относительно небольшой группы людей, которые неустанно работали над продвижением идеи поставки этих самолетов. Стремление получить F-16 началось как популярная инициатива, инициированная украинским гражданским обществом и военными, а затем была подхвачена политическими лидерами страны. Президенту Украины Владимиру Зеленскому тогда удалось убедить союзников Украины создать коалицию F-16. Во многом этот процесс стал прекрасным примером командной работы с участием разных слоев украинского общества.
Усилия Украины по убеждению стран-партнеров были сосредоточены на США, которым пришлось предоставить разрешение на производство F-16. Украинский пилот Андрей Пильщиков заслуживает особого упоминания за ключевую роль, которую он сыграл в кампании по завоеванию американской поддержки. Свободно владеющий английским языком и опытный пилот ВВС, известный многим по позывному «Сок», Пильщиков стал неофициальным публичным лицом привлечения Украины к F-16. Он смог объяснить, почему F-16 был лучшим выбором для Украины, утверждая, что это наиболее широко доступный и относительно простой в эксплуатации современный истребитель.
В первые месяцы российского вторжения не было единого мнения о том, какие самолеты Украина должна запросить у своих союзников. Несколько чиновников украинского правительства упомянули ряд различных моделей, что привело к некоторой путанице. Пильщиков дал столь необходимые разъяснения и сумел убедить всех сосредоточить свои усилия именно на F-16. При поддержке украинского гражданского общества он лично посетил США и установил продуктивные отношения с рядом американских чиновников и членов Конгресса.
Президент США Джо Байден наконец дал добро на поставку F-16 в Украину летом 2023 года. Однако пройдет еще год, прежде чем украинские ВВС получат первую партию самолетов. К сожалению, Пильщиков не дожил до этого исторического дня. Пилот, который так много сделал для обеспечения своей страны F-16, погиб в авиакатастрофе. столкновение в воздухе во время учений в августе 2023 года.
Будьте в курсе
Пока мир наблюдает за вторжением России в Украину, UkraineAlert дважды в неделю доставляет лучшие аналитические и экспертные новости Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Несмотря на прорыв, произошедший летом 2023 года, процесс подготовки к поставке F-16 в Украину оказался удручающе медленным. Украинские пилоты прошли подготовку в течение многих месяцев, а количество мест осталось ограниченным. В результате в Украине до сих пор очень мало пилотов, способных управлять F-16. Проблемы также возникли с поиском и модернизацией украинских аэродромов, способных принимать F-16.
Самолеты, которые Украина получила от европейских партнеров, относятся к старому поколению, которое постепенно снимается с производства в других странах по мере перехода ВВС на более современные модели. Это накладывает определенные ограничения на функции, которые может выполнять украинский парк F-16. Ограниченная дальность действия радара означает, что развертывание F-16 на линии фронта считается слишком рискованным, поскольку они могут быть сбиты как российской авиацией, так и российской системой ПВО.
Мероприятия Центра Евразия
Украинские F-16, которые пока не предназначены для боевых действий, в основном будут использоваться для усиления ПВО страны. Доставленные в Киев самолеты идеально подходят для задач по сбиванию российских ракет и беспилотников, которые регулярно обстреливают украинские города и жизненно важные объекты инфраструктуры.
Их эффективность в этой роли будет зависеть от типа ракет, которыми они оснащены. F-16 могут нести целый ряд более совершенного вооружения, чем то, которое используется большинством самолетов, стоящих на вооружении ВВС России. Первые признаки обнадеживают: в Украину прибыли первые F-16. в комплекте с оружием Зенитные ракеты идеально подходят для противовоздушной обороны. Сейчас крайне важно, чтобы украинские чиновники и представители гражданского общества сосредоточили свои пропагандистские усилия на получении достаточного количества ракет от стран-партнеров.
Украине также следует уделить приоритетное внимание поставкам самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, подобных тем, которые недавно пообещала Швеция. В мае 2024 года шведы объявление Украина планирует поставить два самолета наблюдения в рамках крупнейшего в истории скандинавской страны пакета поддержки. Эти «глаза в небе» могут контролировать воздушное пространство на расстоянии сотен километров. В сочетании с растущим парком F-16 Украины они значительно усилят противовоздушную оборону страны.
Поскольку в ближайшие месяцы Украина приобретет больше F-16, а ограниченное число пилотов в стране увеличится и увеличится опыт, мы, вероятно, увидим, что эти самолеты будут использоваться более смелыми способами. Это может включать в себя нанесение ударов на большие расстояния по российским самолетам и вертолетам, действующим вблизи линии фронта. Однако на данный момент основной задачей украинских F-16 будет улучшение ПВО страны и защита гражданского населения от российских бомбардировок.
Елена Трегуб — исполнительный директор Независимой антикоррупционной комиссии (НАКО), член Антикоррупционного совета Министерства обороны Украины.
Дальнейшее чтение
Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.
ТО Евразийский Центр Миссия НАТО заключается в укреплении трансатлантического сотрудничества путем содействия стабильности, демократическим ценностям и процветанию в Евразии, от Восточной Европы и Турции на Западе до Кавказа, России и Центральной Азии на Востоке.