В 2022 году в Россию импортировано 2,5 миллиарда долларов стоимость полупроводниковых технологий увеличится с $1,8 млрд в 2021 году.
Полупроводники и микрочипы играют решающую роль в современной войне, обеспечивая питанием различное оборудование, включая дроны, радиоприемники, ракеты и бронетехнику.
Уклонение и уклонение от санкций в настоящее время удивительно наглы.
Элина Рыбакова
старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона
Действительно, Институт KSE — аналитический центр Киевской школы экономики — недавно проанализировал 58 единиц критической российской военной техники, извлеченной с поля боя на Украине, и обнаружил более 1000 иностранных комплектующихв основном западные полупроводниковые технологии.
Многие из этих компонентов подлежат экспортному контролю. Но, по мнению аналитиков, опрошенных CNBC, сложные торговые маршруты через Китай, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны означают, что они продолжают поступать в Россию, увеличивая довоенные запасы страны.
Согласно исследованию института KSE, коллекция из 58 единиц российского оружия, захваченного с поля боя на Украине, включая беспилотники и ракеты, содержала более 1000 западных компонентов.
CNBC
«Россия по-прежнему имеет возможность импортировать все необходимые критически важные компоненты, производимые на Западе для своих вооруженных сил», — сказала Элина Рыбакова, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона и один из авторов доклада Института KSE.
«Уклонение и уклонение от санкций на данный момент удивительно нагло», — добавила она.
Не все передовые технологии подпадают под санкции Запада против России.
Многие имеют прозвище предметы двойного назначенияЭто означает, что они имеют как гражданское, так и военное применение и, следовательно, выходят за рамки целевого экспортного контроля. Например, микрочип может применяться как в стиральной машине, так и в дроне.
Однако многие из этих продуктов поступают из западных стран с радикальные торговые запреты против Москвы и, в частности, против ее армии. Все товары происходят из США. за исключением того, что продукты питания и лекарства не должны попадать в российскую армию.
Трудно не допустить пересечения границ сугубо гражданской микроэлектроникой.
Сэм Бендетт
консультант Центра анализа пупка
По данным исследования KSE, более двух третей иностранных компонентов, выявленных в российской военной технике, в конечном итоге были произведены американскими компаниями, а остальные — от украинских союзников, включая Японию и Германию.
CNBC не смог проверить, знали ли вовлеченные компании конечный пункт назначения своих товаров. Швейцарские власти заявили, что работают с компаниями, чтобы «информировать их о тревожных сигналах», в то время как представители правительств в других упомянутых странах не сразу ответили на просьбу о комментариях.
Кроме того, исследование Королевский институт объединенных служб Выяснилось, что российские военные используют более 450 различных типов комплектующих зарубежного производства в своих 27 наиболее современных боевых системах, включая крылатые ракеты, системы связи и комплексы радиоэлектронной борьбы. Многие из этих деталей производятся известными американскими компаниями, создающими микроэлектронные компоненты для армии США.
Более двух третей технологических объектов, обнаруженных в ходе исследования Института KSE, поступили от компаний, базирующихся в США.
CNBC
«За десятилетия нероссийские высокотехнологичные системы и технологии стали более продвинутыми и стали настоящими промышленными и мировыми стандартами. Таким образом, российская армия, как и ее гражданская экономика, стала зависимой», — сказал Сэм Бендетт, советник в Центр. для военно-морских анализов, сказал.
Повсеместное распространение и широкомасштабное применение этих технологий привели к тому, что они оказались тесно связаны с глобальными цепочками поставок и, следовательно, их стало труднее контролировать. Между тем, санкции против России в основном ограничиваются западными союзниками Украины, а это означает, что многие страны продолжают торговать с Россией.
«Трудно помешать сугубо гражданской микроэлектронике пересечь границы и занять свое место в мировой торговле. И это то, от чего выигрывает российская промышленность, российская армия и ее разведывательные службы», — сказал он, сказал Бендетт.
Эти торговые потоки могут быть сложными. Как правило, груз может быть продан и перепродан несколько раз, часто через законные компании, прежде чем он достигнет нейтральной страны-посредника, где его затем можно будет продать в Россию.
Данные показывают, что Китай на сегодняшний день является крупнейшим экспортером в Россию микрочипов и других технологий, используемых на важнейших объектах боевых действий.
На долю китайских продавцов, включая Гонконг, приходилось более 87% общего импорта полупроводников в Россию в четвертом квартале 2022 года по сравнению с 33% в четвертом квартале 2021 года. Более половины (55%) этой продукции производилось не в Китае, а вместо этого производятся в других местах и поставляются в Россию через посредников в Китае и Гонконге.
Китай на самом деле пытается накопить и получить прибыль и выгоды, основываясь на экономической изоляции от России.
Елена Юрченко
«Это не должно восприниматься как сюрприз, потому что Китай действительно пытается накопить и получить прибыль и выгоды, основываясь на экономической изоляции России», — сказала Елена Юрченко, советник Совета экономической безопасности Украины.
Министерство торговли Китая не ответило на просьбу прокомментировать выводы, равно как и российское правительство.
В то же время, согласно данным национальной торговли, Москва также увеличила импорт из так называемых средних стран Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока.
Экспорт в Россию из стран Центральной Азии и Кавказа значительно увеличился после крупномасштабного вторжения Москвы в Украину, показывают торговые данные.
CNBC
Например, экспорт в Россию из Грузии, Армении и Кыргызстана резко вырос в 2022 году, при этом значительная часть прироста пришлась на транспортные средства, самолеты и корабли. В то же время экспорт из Евросоюза и Великобритании в эти страны увеличился, а их прямая торговля с Россией сократилась.
«Многие из этих стран действительно не могут прекратить определенные виды торговли с Россией, особенно страны, граничащие с Россией, такие как, например, Грузия… а также страны Центральной Азии, которые поддерживают очень высокий торговый баланс. Это важно для России. Российской Федерации», — сказал Бендетт.
Правительства Грузии, Армении и Кыргызстана не ответили на запрос CNBC о комментариях по поводу увеличения торговли.
Растущие торговые потоки побудили западных союзников призывать либо привлечь больше стран к участию в санкциях, либо ввести вторичные санкции в отношении определенных организаций, действующих в этих странах, в попытке подавить военную мощь России.
В июне 2023 года Евросоюз принял новый пакет санкций который включает в себя инструмент борьбы с обходом, позволяющий ограничить «продажу, поставку, передачу или экспорт» определенных санкционированных товаров и технологий определенным третьим странам, выступающим в качестве посредников для России.
Пакет также добавил 87 новых компаний в странах, включая Китай, Объединенные Арабские Эмираты и Армению, в список тех, кто напрямую поддерживает российскую армию, и ограничил экспорт 15 технологий, обнаруженных в российской военной технике в Украине.
Если у нас есть определенные моральные ценности… мы не можем дать [to Ukraine] одной рукой, потом другой отдать России.
Элина Рыбакова
старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона
«Мы не вводим санкции в отношении этих стран сами. Мы предотвращаем попадание уже наложенного под санкции продукта, который не должен поступать в Россию, через третью страну», — заявил представитель ЕС Дэниел Ферри.
Однако некоторые сомневаются, что эти меры зайдут достаточно далеко, особенно когда речь идет о крупнейших торговых партнерах мира.
«[The sanctions] Это может сработать против, скажем, Армении или Грузии, которые не являются основными торговыми партнерами Европейского Союза или США. Но когда речь идет, например, о Китае или Турции, это очень маловероятный сценарий», — сказал Юрченко из Совета экономической безопасности Украины.
Другие говорят, что ответственность в конечном итоге лежит на компаниях, которые должны делать больше для мониторинга своих цепочек поставок и предотвращения попадания их товаров в чужие руки.
«Сами компании должны иметь инфраструктуру, позволяющую их отслеживать и соблюдать экспортный контроль», — сказала Рыбакова.
«Если у нас есть определенные моральные ценности или цели национальной безопасности, мы не можем дать [to Ukraine] одной рукой, потом другой отдать России.