13 сентября президент России Владимир Путин встретился с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном на космодроме Восточный, главном космодроме России. Отвечая на вопрос, будет ли Россия помогать Северной Корее запускать спутники и ракеты, Путин ответил«Именно поэтому мы сюда пришли. … Лидер Северной Кореи проявляет большой интерес к космосу, к ракетам и пытается развивать космос». Высказывания Путина указывают на намерение России передать Северной Корее передовые космические технологии. Учитывая сходство между гражданской спутниковой технологией и технологией межконтинентальных баллистических ракет (МБР), мы должны быть обеспокоены тем, что Россия также предоставляет Пхеньяну прорывные технологии для его программы создания ядерного оружия.
Удивительно, но в отношении формирующейся ядерной коалиции между Северной Кореей и Россией преобладает общий оптимизм. Многие западные и южнокорейские чиновники и эксперты предлагают упрощенный анализ мотивации России к активизации взаимодействия с Пхеньяном: решение проблемы нехватки боеприпасов в продолжающейся войне против Украины. Они, похоже, довольны таким развитием событий, видя в отчаянии России результат санкций и эффективного экспортного контроля. Американский чиновник даже преуменьшил значение решения России, высмеивая Путина за то, что он «путешествует по своей стране со шляпой в руке, чтобы выпрашивать военную помощь у Ким Чен Ына».
Так же, специалист Базирующаяся в Сеуле отвергла идею передачи Россией передовых военных технологий – таких как межконтинентальные баллистические ракеты или технологии баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) – Пхеньяну, заявив: «Даже отчаянная военная машина не меняет свои военные драгоценности на глупые старые боеприпасы. ». Многие южнокорейские эксперты также выражают сомнения в устойчивости российской ядерной помощи, заявляя, что стимулы России поддерживать ядерные разработки Пхеньяна уменьшатся, как только закончится продолжающаяся война на Украине.
Этот широко распространенный оптимизм проблематичен, поскольку он упускает из виду возможность того, что российская ядерная помощь Пхеньяну может быть мотивирована более широкими политическими и военными выгодами, а не немедленными материальными выгодами. Западным и южнокорейским аналитикам следует опасаться чрезмерного оптимизма.
Назад к истории
Изучение того, как подобные исторические случаи происходили в прошлом, может помочь нам понять текущие события. Ядерная помощь России Северной Корее — не первый пример того, как «устоявшееся ядерное государство» помогает «зарождающемуся ядерному государству» улучшить свою программу создания ядерного оружия. Как показано на моя недавняя статьяСоединенные Штаты стратегически передали Великобритании и Франции передовые ядерные технологии, включая технологию баллистических ракет, технологию многоразового возвращаемого корабля и технологию двигательной установки атомных подводных лодок.
Как только Великобритания и Франция, бывшие ранее неядерными союзниками, разработали собственное ядерное оружие, им больше не пришлось полностью полагаться на американский ядерный зонтик для обеспечения своей безопасности. Следовательно, новые ядерные союзники начали дистанцироваться от Вашингтона, отдавая приоритет своим собственным внешнеполитическим целям в международных конфликтах, таких как во время Суэцкого кризиса, и стремясь к более тесным связям с Москвой в качестве контрмеры против американского руководства. Растущая односторонность союзников, вызванная их ядерной обстановкой, не соответствовала национальным интересам США.
Приобретение союзниками ядерного оружия и последующая разработка независимых средств ядерного сдерживания создали еще одну проблему: растущий разрыв между ядерными силами США и их союзников. Растущий разрыв между Соединенными Штатами и ядерными силами союзников может создать различные проблемы в ядерной войне против Советского Союза, такие как противоречивые приоритеты целей, нескоординированные планы ударов и риск братоубийства.
В этом контексте Соединенные Штаты стратегически изменили свою стратегию. существующая политика «оппозиции и отказа от сотрудничества» с местными ядерными программами союзников. Чтобы сдержать растущую независимость Лондона и Парижа и способствовать координации действий союзников в ядерной сфере, Вашингтон принял стратегическое решение предоставить им передовую ядерную помощь. Соединенные Штаты стремились решить эти растущие проблемы, налаживая передовые ядерные партнерства с более молодыми ядерными союзниками.
Подводя итог, можно сказать, что Соединенные Штаты предложили ядерную помощь для формирования внешней и военной политики ядерных бенефициаров в соответствии с их национальными интересами. То есть Соединенные Штаты предоставили помощь в области ядерных технологий для достижения более широких стратегических преимуществ, а не для немедленной материальной выгоды.
Больше, чем покупка боеприпасов
С узкой точки зрения обмена материалами немыслимо, чтобы Москва передала Северной Корее передовые ядерные технологии в обмен на устаревшие обычные ракеты и артиллерийские снаряды. Поскольку передовые ядерные технологии представляют собой совокупность сложных научных знаний и технологий во многих областях, таких как физика, аэрокосмическая техника и информатика, их материальная ценность намного выше, чем у устаревших боеприпасов. Однако, как показывает приведенный выше исторический пример, Россия также могла бы передать Северной Корее передовые ядерные технологии в обмен на нематериальные стратегические выгоды, помимо артиллерийских снарядов.
К каким стратегическим преимуществам могла бы стремиться Россия? В краткосрочной перспективе Москва может использовать ядерную помощь Пхеньяну, чтобы создать благоприятную международную среду для продолжающейся войны против Украины. Укрепляя ядерный потенциал Северной Кореи, Россия может побудить Пхеньян вывести свои ядерные провокации на беспрецедентный уровень, например, успешные испытания твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет и запуск БРПЛ. Расширение ядерного потенциала Пхеньяна, который теперь представляет собой более серьезную угрозу для континентальной части Соединенных Штатов, усилит обеспокоенность по поводу безопасности Южной Кореи и Японии, поставив под сомнение надежность обязательств США в вопросах безопасности.
Таким образом, Россия может переключить внимание США и их азиатских союзников с Украины на растущую ядерную угрозу со стороны Северной Кореи, тем самым уменьшив их готовность предложить прямую или косвенную военную помощь Украине.
В долгосрочной перспективе, даже после окончания войны на Украине, Россия может использовать Северную Корею в качестве агрессивной ядерной пешки в Восточной Азии для продвижения своих стратегических интересов. Вторжение России в Украину привело к формированию глобальной антироссийской коалиции, включая более широкий альянс НАТО и коалицию Японии, Южной Кореи и США.
Чтобы изменить эту неблагоприятную геополитическую среду, Россия могла бы намеренно усилить ядерный потенциал Северной Кореи, тем самым ослабив направленное против нее окружение, тем самым добавив еще одну серьезную проблему для глобальной антироссийской коалиции. В частности, усиление ядерного давления со стороны Пхеньяна может осложнить послевоенную кампанию Вашингтона по сдерживанию России в Европе, где на карту поставлены жизненно важные стратегические интересы Москвы.
Эта российская уловка очевидна в недавнем выступлении министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Организации Объединенных Наций. Он претензии«США и подчинённый им западный коллектив продолжают разжигать конфликты, искусственно разделяющие человечество на враждебные блоки. »
Кроме того, используя ядерную помощь в качестве средства, Россия могла бы попытаться восстановить свое историческое влияние на Северную Корею. После распада Советского Союза влияние Москвы на Пхеньян ослабло, что позволило Китаю получить большее влияние. Как анализируется в недавнем Статья в Нью-Йорк ТаймсБолее тесные связи между Москвой и Пхеньяном могут ослабить контроль Пекина над Пхеньяном. Путем установления прочного ядерного партнерства Россия могла бы восстановить свое долгосрочное влияние на Северную Корею, одновременно дистанцируя ее от Китая.
Будущие задачи
Исторические примеры ядерной помощи и нематериальные стратегические мотивы, обсуждавшиеся выше, подразумевают, что для Москвы предоставление ядерной помощи Пхеньяну вполне вероятно, и что, однажды начав, она, вероятно, будет поддерживаться в течение длительного периода. Какие последствия эта формирующаяся ядерная коалиция будет иметь для научного и политического сообщества?
Ученые-международники должны уделять больше внимания ядерной помощи между ядерными державами. Хотя были проведены обширные исследования динамики ядерной помощи со стороны ядерных держав неядерным государствам, относительно мало научного внимания уделялось динамике ядерной помощи со стороны существующих ядерных держав новым ядерным государствам. Исследование этих неизведанных областей ядерной помощи предоставит политикам ценную информацию о том, почему, как и в какой степени Россия предложит атомную помощь Северной Корее.
Политики США и Южной Кореи должны более серьезно отнестись к формирующейся российско-северокорейской ядерной коалиции и разработать индивидуальные планы действий по ряду потенциальных сценариев. Возможные последствия для Восточной Азии будут варьироваться в зависимости от масштаба и темпов российской ядерной помощи. Например, вредные последствия российской ядерной помощи будут различаться в зависимости от того, оказывает ли Россия быструю или постепенную помощь ядерным разработкам Северной Кореи.
Кроме того, пагубное воздействие новой ядерной коалиции на безопасность Соединенных Штатов и их азиатских союзников также будет различаться в зависимости от того, передает ли Россия технологии, которые расширяют «безопасный потенциал второго удара» Пхеньяна (например, твердотопливные винтовые двигатели межконтинентальных баллистических ракет и т. д.). (технология начального уровня и технология БРПЛ) или обмен более наступательными технологиями, которые могли бы повысить ее «возможность первого удара» (например, системы точного наведения и гиперзвуковые планеры). Соответственно, правительства США и Южной Кореи должны подготовить и реализовать политику, адаптированную к этим различным сценариям.
Неправильный диагноз приводит к неразумным назначениям. Западным и южнокорейским чиновникам и аналитикам следует опасаться любого оптимизма. В Восточной Азии на горизонте маячит усиление ядерных бурь.