ХАНОЙ (AP) – Президент Джо Байден заявил в воскресенье, что его визит во Вьетнам, чтобы продемонстрировать более тесные связи с Ханоем, не был направлен на начало «холодной войны» с Китаем, а скорее был частью более широких усилий по обеспечению глобальной стабильности путем укрепления отношений. с Соединенными Штатами. по всей Азии в период напряженности в отношениях с Пекином.
«Речь идет не о сдерживании Китая», — заявил Байден на пресс-конференции в вьетнамской столице после участия в саммите G20 в Индии. «Речь идет о наличии стабильного фундамента».
Президент США прибыл в Ханой, когда Вьетнам возвел США в ранг своего всеобъемлющего стратегического партнера. Это показывает, насколько далеко развивались отношения со времени, как Байден назвал «горьким прошлым» войны во Вьетнаме.
Расширенное партнерство отражает более широкие усилия по всей Азии по противодействию влиянию Китая. Байден сказал, что Вьетнам хочет продемонстрировать некоторую степень независимости и что американские компании ищут альтернативу импорту с китайских заводов. Он ищет возможных союзников, пытаясь ослабить напряженность в отношениях с Китаем.
«Я думаю, что мы слишком много думаем о холодной войне», — сказал Байден на своей пресс-конференции. «Речь идет не об этом. Речь идет об обеспечении экономического роста и стабильности во всех регионах мира. И это то, что мы пытаемся сделать.
Он добавил: «У нас есть возможность укреплять альянсы по всему миру для поддержания стабильности. Это цель этой поездки.
Байден открыл свою пресс-конференцию, заявив, что он «объездил весь мир за пять дней» от Вашингтона до Нью-Дели, а теперь и до Ханоя, продемонстрировав усилия своей администрации по созданию альянсов. По пути домой в понедельник президент остановится на Аляске, чтобы отметить годовщину терактов 11 сентября.
Отвечая на вопрос, Байден сообщил журналистам, что встретился с премьер-министром Китая Ли Цяном, когда был в Индии. Это было взаимодействие на самом высоком уровне между официальными лицами США и Китая с тех пор, как Байден и президент Китая Си Цзиньпин провели переговоры на прошлогодней встрече G20 в Индонезии. Си Цзиньпин пропустил переговоры с Индией и отправил на его место Ли.
«Мы говорили о стабильности. … Это вообще не было конфронтацией», — сказал Байден.
По словам высокопоставленного представителя администрации Байдена, обмен мнениями между сессиями G20 в субботу был кратким. Неясно, кто с кем связался, но Байден был заинтересован в встрече с Ли и подчеркнул свое желание стабилизировать отношения между двумя странами сверху донизу, сказал чиновник, который не был уполномочен публично обсуждать этот вопрос и говорил условно. анонимности.
Байден встретился с вьетнамскими лидерами после прибытия в страну. Он приветствовал новое партнерство и выразил надежду на прогресс в вопросах климата, экономики и других вопросах во время своей 24-часовой остановки в Ханое.
«Мы можем проследить 50-летнюю дугу прогресса между нашими странами, от конфликта до нормализации и до этого нового повышенного статуса», — сказал Байден в беседе с Нгуеном Фу Чонгом, генеральным секретарем Коммунистической партии Вьетнама, в штаб-квартире партии.
Байден назвал себя частью «вьетнамского поколения», несмотря на то, что он не участвовал в войне. Он получил пять отсрочек от призыва в армию и был освобожден от военной службы, поскольку в подростковом возрасте страдал астмой.
Байден назвал Вьетнам «другом, надежным партнером и ответственным членом международного сообщества». Он отметил, что такие ветераны, как Джон Керри, его климатический царь, и покойный Джон Маккейн, вьетнамский военнопленный и сенатор-республиканец от Аризоны, нашли способы построить отношения с Вьетнамом после войны.
«Оба мужчины, как и я, и многие другие, очень ясно видели, как много мы должны выиграть, работая вместе, чтобы преодолеть горькое прошлое», — сказал он.
Тронг пообещал, что его страна будет усердно работать над выполнением соглашения. «Только тогда мы сможем сказать, что это успех», — пообещал он.
Байден назвал Соединенные Штаты и Вьетнам «важнейшими партнерами в, я бы сказал, очень критическое время». Ни один из лидеров конкретно не обсуждал, как экономический и геополитический подъем Китая способствовал более широкому партнерству между двумя странами, но было трудно объяснить взаимные объятия без растущего влияния Пекина.
Ранее Вьетнам предоставлял такой же уровень отношений Китаю и России. Подъем Соединенных Штатов предполагает, что Вьетнам хочет защитить свои дружеские отношения, поскольку американские и европейские компании ищут альтернативы китайским заводам.
Учитывая экономический спад в Китае и консолидацию политической власти Си, Байден видит возможность привлечь больше стран, включая Вьетнам и Камбоджу, на орбиту США.
По прибытии во Вьетнам Байдена встретили церемонией с большой помпой перед президентским дворцом горчичного цвета. Школьники выстроились вдоль ступенек и размахивали американскими и вьетнамскими флагами. Байден наблюдал с высокой трибуны за маршем марширующих высокопоставленных военных.
И Байден, и Тронг выразили радость по поводу новой встречи после их последней встречи восемь лет назад в Вашингтоне. Байден в то время был вице-президентом.
Тронг сказал несколько лестных слов в адрес Байдена, который баллотируется на переизбрание в следующем году и сталкивается дома с постоянными вопросами о своем возрасте.
«Ты не постарел ни на день, и я бы сказал, что ты еще красивее, чем раньше», — сказал Тронг. «Я бы сказал, что каждая ваша характеристика, господин Президент, дополняет ваш имидж». Байден смеется над этим.
Но напряженный график и разница во времени, похоже, сказались на 80-летнем президенте, который завершил свою пресс-конференцию словами: «Я иду спать».
Джон Файнер, главный заместитель советника Байдена по национальной безопасности, ответил на сообщения о том, что Вьетнам стремится заключить сделку по покупке оружия у России, в то время как Ханой стремится укрепить свои отношения с Соединенными Штатами. Файнер признал давние военные отношения Вьетнама с Россией. Он сказал, что Соединенные Штаты продолжают работать с Вьетнамом и другими странами, имеющими аналогичные связи с Россией, пытаясь ограничить ее взаимодействие с Москвой, которую Вашингтон обвиняет в совершении военных преступлений и нарушении международного права своей агрессией на Украине.
Торговля США с Вьетнамом уже ускорилась, но ее рост ограничен без улучшения инфраструктуры страны, навыков рабочих и управления. Расширение торговли также не привело автоматически к подъему вьетнамской экономики.
Министр торговли США Джина Раймондо заявила, что руководители, с которыми она беседует, придают большое значение Вьетнаму как месту для диверсификации цепочек поставок, которые до пандемии коронавируса чрезмерно зависели от Китая.
По данным Бюро переписи населения США, импорт вьетнамских товаров в США с 2019 года увеличился почти вдвое и составил 127 миллиардов долларов в год. Но Вьетнам с его 100-миллионным населением вряд ли сможет конкурировать с обрабатывающей промышленностью Китая. В 2022 году Китай с населением 1,4 миллиарда человек экспортировал в США в четыре раза больше товаров, чем Вьетнам.