После долгих и, казалось бы, сложных переговоров страны-члены ЕС согласовали еще один одиннадцатый пакет санкций против России. Он вступил в силу 24 июня 2023 года. Заявленной целью новых мер является, в частности, недопущение обхода широкого спектра уже действующих ограничительных мер. Но пакет также включает новые расширения этих мер. Мы выделяем наиболее важные изменения ниже.
Новый инструмент против обхода цензуры
Регламент (ЕС) 2023/1214 вводит в качестве крайней меры возможность применения санкций против третьих государств. В частности, статья 12 septies Регламента (ЕС) № 833/2014 предусматривает возможность перечислить отдельные третьи страны участвует в обходе санкций в соответствии с Приложением XXXIII. Если они перечислены, продажа, поставка, передача или экспорт определенных предметов, также указанных в Приложении XXXIII, в эти третьи страны запрещены.
Этот механизм стал бы предметом жарких дискуссий между государствами-членами, некоторые из которых, включая Германию, опасались, что это может поставить под угрозу дипломатические отношения. Особенно соседние с Россией страны, такие как Казахстан или Кыргызстан, а также Объединенные Арабские Эмираты и Китай стали странами, через которые Россия систематически обходит ограничительные меры ЕС. Однако до сих пор эта мера не применялась.
Механизм сопровождается другими положениями, направленными на усиление исполнения санкций. В дополнение к усилению обмена информацией между государствами-членами ЕС, статья 6b вводит общеприменимое обязательство обмениваться информацией с национальными властями, «что будет способствовать осуществлению» санкций. Это очень широкое обязательство не является чем-то новым для режима санкций ЕС: 10-й пакет санкций от февраля 2023 г. уже ввел обязательство информировать власти о соответствующих активах, находящихся во владении или под контролем сторон, на которые распространяются санкции (см. статью 8 Регламента (ЕС) № 269/ 2014). До сих пор нарушения этих общих обязательств не были наказаны в Германии.
Расширение торговых ограничений
В Регламент (ЕС) № 833/2014 были внесены дополнительные поправки в нескольких отношениях. Одиннадцатый раунд санкций влечет за собой продление существующих мер, а также введение нескольких дополнительных мер, связанных с торговлей. Они включают в себя следующие изменения в этом регламенте:
- НАШИ транзит через территорию России был запрещен запродвинутая технология» товары, перечисленные в Приложении VII, и для товаров, пригодных для использования в авиация или космическая промышленность перечисленных в Приложениях XI и XX (Статьи 2а(1а) и 3с(1а)). Важно отметить, что запреты применяются только в том случае, если товары экспортируется из ЕС в третьи страны через Россию, а не в случае транзита товаров через Россию по пути в ЕС. Кроме того, разрешен транзит для других категорий товаров, на которые распространяются экспортные ограничения, таких как предметы роскоши, перечисленные в Приложении XVIII, и промышленные товары, перечисленные в Приложении XXIII.
- Все экспортные ограничения были изменены, чтобы включить запрет на продажу, лицензирование или передачу права интеллектуальной собственности и коммерческая тайна в отношении подпадающих под санкции товаров (Статьи 2(2)(c), 2a(2)(c), 2aa(2)(c), 3(2)(c), 3b(2)(c), 3c(4) (в), 3f(2)(в), 3h(2)(в) и 3k(2)(в)). Это делается для того, чтобы Россия не могла сама производить подсанкционные товары. Если не указано, требует ли запрет расторжения действующих договоров, заключение новых договоров купли-продажи или лицензионных договоров запрещается.
- В статью 3h были внесены поправки, и теперь она следует примеру других экспортных ограничений, поскольку ее новый пункт 2 теперь запрещает оказание технической помощи, брокерские услуги и другие услуги а также финансирование и финансовая помощь в отношении предметов роскоши, перечисленных в Приложении XVIII.
- Продажа, экспорт, передача и поставка 15 дополнительные элементы «передовой технологии» кому-либо в России или для использования в России и предоставление сопутствующих услуг теперь запрещены в соответствии со статьей 2а. Сюда входят, среди прочего, некоторые виды волокнистой массы, блоки обработки и хранения, а также другие электронные устройства, модули и узлы, перечисленные в Разделах 6 и 7 Части B Приложения VII.
- Другие изменения были внесены в ограничения на торговлю промышленными товарами в соответствии со статьей 3k и Приложением XXIII. Вся пристройка была реструктурирована и расширена. В настоящее время он включает в себя, среди прочего, некоторые автомобили и другие транспортные средства свыше определенной кубатуры (> 1900 см³). Эти ограничения распространяются на все перечисленные транспортные средства, независимо от их стоимости, и поэтому выходят за рамки ранее установленного запрета на роскошные автомобили в соответствии со статьей 3h и Приложением XVIII, который больше не распространяется на эти транспортные средства. Другие дополнения к Приложению XXIII включают определенные масла, а также машины и комплектующие.
- 87 субъектов были добавлены в Приложение IV. На эти организации, зарегистрированные в России, Китае, Узбекистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Сирии или Армении, теперь распространяются усиленные ограничения на экспорт товаров двойного назначения и «передовых технологий», перечисленных в соответствии со статьями 2(7), 2a(8) и 2b(1).
- Еще одно изменение касается запретов на ввоз и покупку изделия из стали перечисленных в Приложении XVII, которые были переработаны в третьей стране и которые, в свою очередь, включают перечисленные российские стальные изделия. В статье 3g(1)(d) теперь указывается, что импортер должен предоставить доказательство происхождения для продуктов, используемых для обработки импортируемых товаров. Запрет применяется с 30 сентября 2023 года для большинства перечисленных товаров.
Ограничения в транспортном секторе
Для обеспечения соблюдения запрета на импорт российской нефти и ценового предела, а также для предотвращения дальнейшего обхода с помощью «флотов-призраков» были введены некоторые запреты, запрещающие поставки доступ к портам и шлюзам ЕС некоторыми кораблями. Это применяется в соответствии со статьей 3b Регламента (ЕС) № 833/2014 к судам, если есть разумные основания подозревать, что они нарушили эти обязательства. Статья 3еч устанавливает аналогичный запрет в случае незаконного вмешательства или отключения системы автоматической идентификации судна при перевозке российской нефти или нефтепродуктов.
Статья 3i(1a) Регламента (ЕС) № 833/2014 вводит запрет на перевозку грузов в ЕС грузовиками с Российские (полу)прицепы. Это расширяет ранее установленный запрет на российские автотранспортные компании.
Дополнительные индивидуальные финансовые санкции
ЕС также через Исполнительный регламент (ЕС) 2023/1216 в очередной раз расширил Приложение I к Регламенту (ЕС) № 269/2014 и включил 71 физическое и 33 юридических лица в список установленных лиц, подозреваемых в причастности к незаконной депортации украинских детей в Россию. Новые физические и юридические лица, в том числе MRB Bank и CMRBank, а также ИТ-компании, поставляющие технологии и программное обеспечение российским спецслужбам, теперь подлежат замораживанию активов и запрету на предоставление денежных средств или экономических ресурсов.
Регламент (ЕС) 2023/1215 кроме того, внесены отдельные поправки в Регламент (ЕС) № 269/2014, который адаптирует критерии листинга и вводит новые отступления, позволяющие передачу российских компаний или снятие контроля над организациями ЕС назначенными лицами[статья6ter(5d)Регламента(ЕС)№269/2014споправками)[article6terparagraphe5quinquiesdurèglement(UE)n°269/2014telquemodifié)
Редизайн приложений
Обратите внимание, что в очередной раз были изменены Приложения VII, XVII, XVIII, XXI и XXIII Регламента (ЕС) № 833/2014. Например, перечень некоторых товаров изменился с шестизначного кода КН на четырехзначный код. Мы рекомендуем вам тщательно проверять свои продукты по этим спискам перед их продажей, поставкой, передачей или экспортом в Россию или их использованием в России.