Шестимесячная война Путина на Украине подрывает имидж России как сверхдержавы



Через шесть месяцев после того, как президент Владимир Путин вторгся в Украину, война перевернула фундаментальные представления о российской армии и экономике.

Когда ранее в этом году Соединенные Штаты предупредили о надвигающейся войне, официальные лица и аналитики в Вашингтоне и Европе предположили, что гораздо более крупная и лучше оснащенная российская армия быстро одолеет украинские силы. Они также считали, что Путина будет сдерживать слабая национальная экономика.

Председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли даже предупредил Конгресс, что Киев может пасть в течение 72 часов после начала вторжения. Президент Джо Байден заявил, что превратит рубль в «щебень». Тем временем в Кремле Путин и его ближайшие помощники видели в Украине разделенную нацию с некомпетентными лидерами, которым не хватало воли к борьбе.

Читайте также: Вот как 6 месяцев войны между Украиной и Россией потрясли мировые финансовые рынки

Однако эти ожидания оказались в корне ошибочными.

Что это в конечном итоге будет означать, поскольку Украина отмечает полгода войны и сохранение независимости, так же неясно, как и исход конфликта. Ясно то, что вместо того, чтобы вновь утвердить Москву как глобальную военную силу, как надеялся Путин, его решение о вторжении в Украину положило начало глубокой перестройке обычного потенциала России. Это также привело к дальнейшему расширению Организации Североатлантического договора, когда Финляндия и Швеция, до сих пор нейтральные, решили присоединиться к военному союзу.


Россия «не является армией, сравнимой с Соединенными Штатами» или даже меньшими силами НАТО, сказал Филлипс О’Брайен, профессор стратегических исследований в Университете Сент-Эндрюс в Шотландии. Война показала, что она «не способна проводить сложные операции, как британцы, французы или израильтяне, так что в этом смысле она даже не является военной державой второго эшелона».

Украина понесла значительный ущерб инфраструктуре, городам и поселкам, а также большие военные потери, поскольку конфликт вынудил миллионы людей бежать из страны. Его экономика в беде.


Разрушенные дома в Ирпене, Украина, 18 апреля.  (Фото: Bloomberg через Getty Images)

Разрушенные дома в Ирпене, Украина, 18 апреля. (Фото: Bloomberg через Getty Images)

Тем не менее президент Владимир Зеленский стал дерзким военачальником, способным сплотить свою нацию, чтобы нанести огромные потери российской армии, которая была вынуждена уйти из столицы, Киева, и перегруппироваться на месте.

Украина по-прежнему поддерживается поставками передового американского и европейского оружия, хотя ей еще предстоит показать, что она может провести полномасштабное контрнаступление, а ее союзники оказываются под растущим экономическим давлением.

На вопрос швейцарской газеты Blick в этом месяце, опасается ли она, что Россия может в следующий раз нацелиться на Эстонию, члена НАТО, премьер-министр Кая Каллас сказала, что не видит угрозы ее границам, несмотря на тот факт, что Путин проверил название эстонского города Нарва в июньской речи, где он рассуждал о необходимости вернуть утраченные русские земли.

«Правильно было бы задать вопрос: наступает ли очередь НАТО? — сказала Каллас Блику. «Готова ли Россия к этому?

Прогнозы экономического коллапса в России также далеки от реальности: валовой внутренний продукт упал на мрачные, но менее катастрофические 4% во втором квартале, поскольку рост цен на энергоносители поддерживал доходы бюджетов. Еще в мае министерство финансов России прогнозировало 12-процентный спад в этом году для экономики, отягощенной штормом международных санкций.

В то время как Соединенные Штаты и их ближайшие союзники ввели санкции, многие страны — от Китая до Индии и Ближнего Востока — нет, продолжая торговать с Москвой.

Россия сократила поставки природного газа в Европу, применив собственное неожиданно мощное экономическое оружие. Несмотря на то, что были предприняты приготовления для смягчения последствий дальнейшего сокращения поставок из России, финские официальные лица в Германии в последние дни предупредили граждан, чтобы они готовились к трудностям.

Премьер-министр Бельгии Александр де Кроо заявил в понедельник, что «следующие 5-10 зим будут трудными», поскольку европейские цены на природный газ выросли примерно в 15 раз по сравнению со средним летним показателем.

О’Брайен был одним из немногих западных оборонных аналитиков, предсказавших Путину трясину на Украине еще до войны, и последующие события только усугубили его скептицизм в отношении качества снаряжения, обучения и российского командования.

По словам О’Брайена, России не удалось найти ответ всего на 20 ракетных комплексов большой дальности HIMARS, американской технологии 1980-х годов, которую украинские войска используют для уничтожения складов боеприпасов и логистических систем глубоко в тылу русских. «У США 540. Россия даже не в той же лиге.

В правительстве и за его пределами некоторые российские политики и советники заявили, что они хорошо знали о слабостях вооруженных сил — и проблемах, с которыми они столкнутся в Украине — до того, как 24 февраля Путин начал свою «специальную военную операцию». Вот почему так много людей отказывались верить, что он нажмет на курок.

Человек, близкий к российскому оборонному истеблишменту, сказал, что любое вторжение будет похоже на Корейскую войну 1950-х годов с развивающимся позиционным фронтом. Однако даже они считали, что Россия сможет захватить больше территории к востоку от центральной реки Днепр.

По словам Майкла Кофмана, директора по изучению России в NAC, вашингтонском аналитическом центре, одна из причин неэффективности России заключается в том, что только после войны стало ясно, что ее вооруженные силы рассчитывают больше, чтобы скрыть недостаточные инвестиции в персонал.

Поскольку Россия собирала войска вокруг Украины для вторжения, оценки численности сил основывались на подсчете так называемых батальонных тактических групп или БТГ — маневренных подразделений с собственной артиллерией, противовоздушной обороной, тыловым обеспечением и примерно 50 танками и бронетранспортерами. транспортные средства. транспортных средств — предполагалось, что они будут включать 700-900 военнослужащих каждый. Это предполагало силу вторжения численностью около 150 000 человек.

На самом деле в среднем БТГ насчитывала 600 человек или меньше, а общая численность могла включать только 90 000 регулярных российских солдат, сказал Кофман в недавнем подкасте Института современной войны в Вест-Пойнте. При массовых сокращениях личного состава в пехоте «в основном шли на войну и в машинах никого не было».

По словам Кофмана, это оказало огромное влияние на ход войны, объясняя трудности съезда с дорог, эффективного участия в боевых действиях в городах и захвата территории. Тем не менее, он по-прежнему с осторожностью относится к выводам, напоминая о борьбе, с которой Соединенные Штаты столкнулись против значительно слабых вооруженных сил в Афганистане и Ираке.

Недостаточная эффективность российских ВВС и ПВО также вызвала вопросы о качестве самого оборудования, а также о подготовке российских пилотов и солдат, которые им управляют.

Возможности России производить технологически продвинутое оружие, вероятно, будут еще больше подорваны, поскольку санкции препятствуют импорту. Изучение российской техники, захваченной или уничтоженной на украинских полях сражений, выявило 450 компонентов иностранного производства в 27 важнейших российских системах вооружения, включая беспилотники, ракеты и средства связи.

Большинство этих монет были изготовлены американскими компаниями, а остальные поступили в основном от украинских сторонников. В то время как контрабанда и шпионаж могут частично заполнить пустоту, «Россия и ее вооруженные силы остаются весьма уязвимыми для многосторонних усилий, направленных на удушение этих потоков компонентов и увеличение издержек ее агрессии в Украине», — говорится в отчете Royal United от 8 августа. Институт услуг в Великобритании.

В то же время мотивация и способность украинских сил внедрять инновации, обгонять российских командиров на земле и развертывать стандартное вооружение, неизвестное НАТО, удивила многих, некоторые аналитики — и, согласно августовскому опросу общественного мнения, 98% украинцев — теперь убеждены, что они может выиграть войну.

Россия, возможно, даже не сможет поддерживать свой ядерный арсенал в долгосрочной перспективе, пока она остается под санкциями, считает Павел Лузин, военный аналитик российского аналитического центра Riddle и бывший советник главы российской оппозиции, находящегося в заключении. . Алексей Навальный.

«Недостаток промышленного оборудования, технологий и человеческого капитала просто сделает невозможным нынешнее количество МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков», — сказал Лузин, имея в виду ядерные ракеты наземного, подводного и воздушного базирования России.

Однако Россия остается ядерной сверхдержавой, наделенной огромной способностью к эскалации конфликта, который еще может оказаться решающим. Советскому Союзу удавалось развивать свой арсенал, не имея доступа к современным западным (или китайским) технологиям, получая их при необходимости через шпионские сети.

«Запад недооценивает степень эластичности российской системы — потому что она бедна и некомпетентна, но еще и довольно взрывоопасна, потому что глобальна», — сказал Глеб Павловский, политический советник Кремля в течение первого десятилетия путинской власти.

«И в какой-то момент она взорвется, но как она взорвется — это другой вопрос».

cristiano mbappe