Что происходит после правления Путина в России. Западу следует остерегаться

РОССИЯ-ПОЛИТИКА-ПУТИН

Президент России Владимир Путин встречается с семьями, награжденными орденами «Родительская слава», по видеосвязи в Московском Кремле в Международный день защиты детей 1 июня 2023 года. Фото — Гавриил ГРИГОРОВ — SPUTNIK / AFP

Новости от недавнего предполагаемого убийство нападение на российского лидера, Владимир Путин, напрашивается вопрос: какая Россия может появиться после него? Заманчиво полагать, что если бы Путин был убит или иным образом отстранен от власти, например, в результате дворцового переворота, Россия сбросила бы свои диктаторские оковы, нормализовала бы свои отношения с Западом и двинулась бы вперед по демократическому пути. Такое мышление ошибочно. История говорит о том, что Россия вряд ли пойдет на это.

Самой надежной гарантией того, что Россия не будет реформироваться по демократическому пути, является сила ее служб безопасности и разведки. В ключевые моменты советской и постсоветской истории, среди переворотов и полупереворотов, реформ и революций КГБ и его преемники всегда действовали как создатели королей. Их власть оставалась неизменной, когда кремлевские лидеры приходили и уходили. Мало оснований полагать, что они не сделают этого снова.

Россия действительно является сервис безопасности с прикрепленным состоянием. Ее спецслужбы — ФСБ, СВР и ГРУ — обладают большим влиянием. Последние два десятилетия Путин правил Россией, опираясь на «сильных людей». силовики, которые имеют опыт работы в КГБ или в армии. По некоторым оценкам, 77% правительства Путина было силовики в 2019 году. По словам недавнего начальника резидентуры ЦРУ в Москве, «подавляющее большинство» технократов в его правительстве имеют такое происхождение. И Путин не обязательно самый жесткий из них.

Если бы Путин был устранен и к власти пришел кто-то вроде Николая Патрушева из Совета безопасности России, мало что изменилось бы. То же самое касается другого силовикминистра обороны Путина Сергея Шойгу или Александра Бортникова, бывшего КГБ и директора ФСБ. С одним из них у руля ситуация, вероятно, будет еще хуже. У них может быть более ясная голова, чем у Путина. Возможно, Западу лучше с Путиным, чем с его альтернативами. Лучше черта, которого ты знаешь.

В 1991 году постсоветское российское правительство во главе с Борисом Ельциным надеялось похоронить КГБ. Новый свет проливается на то, что государство безопасности России должно было измениться, но не изменилось, в новом министерстве иностранных дел Великобритании. записи. Джон Скарлетт, в то время начальник резидентуры МИ-6 в Москве, телеграфировал в Лондон, что правительство Ельцина впервые устанавливает определенный уровень политического контроля над российскими службами посредством законодательства. Эффективность этих усилий, отметила Скарлетт, будет зависеть от того, порвут ли кремлевские лидеры с прошлым и действительно ли воздержатся от вмешательства в службы. Понятно, что Скарлетт была не оптимистична.

Узнать больше: Почему Путин прав, опасаясь за свою жизнь

Стратегия Ельцина заключалась в том, чтобы разделить функции КГБ, которые отвечали за объединенную внутреннюю и внешнюю разведку, на две новые службы: службу безопасности, позже названную ФСБ, и дипломатическую службу, СВР. Разделив их, Ельцин надеялся распустить КГБ. Впрочем, как и жидкометаллический Т-2000 в Терминатор 2вышедший на экраны кинотеатров в 1991 году, КГБ быстро взял себя в руки.

Бывшие офицеры КГБ, его сотрудники, его досье и даже его агенты на Западе плавно перешли в новые российские службы, СВР и ФСБ. Перебежчик из ФСБ объяснил мне, что в его штабе, на Лубянке, бывшей штаб-квартире КГБ, по-прежнему использовались старые учебные пособия КГБ, но теперь с вырванными страницами о коммунизме. Первый директор СВР Евгений Примаков стал незаменимым для правительства Ельцина, как и ФСБ, которую в 1998 году возглавил бывший офицер КГБ среднего звена Путин.

Путин много рассказывает о своем прошлом в КГБ. Он называет себя «чекистом» в честь ленинской тайной террористической полиции, ЧК, предка КГБ. В то время как он был главой ФСБ, Путин держал в своем кабинете статую основателя ЧК Феликса Дзержинского «Фер Феликс». Но не менее важным для дальнейшей карьеры Путина было его пребывание в Санкт-Петербурге в начале 1990-х годов, который был центром власти русских мафиозных группировок. Работа Путина в городском правительстве втянула его в российский преступный мир.

В конце десятилетия Ельцин вывел Путина из относительной безвестности в ФСБ, чтобы он стал его преемником в Кремле — имя Путина не фигурирует ни в одном из списков британской разведки 1998 года возможных преемников Ельцина. Ельцин сделал это, потому что надеялся, что Путин проявит к нему снисходительность, когда уйдет от власти. Ельцин был прав.

С приходом к власти в Кремле Путина произошло слияние российской разведки и мафии. С тех пор он правил Россией как охранным и мафиозным государством. ФСБ осуществляет масштабные государственные программы по отмыванию денег для личного обогащения Путина и некоторых из его ближайших союзников, олигархов. Это не паршивые яблоки из ФСБ, а планомерная, криминальная, вездесущая гниль. Прежде чем стать главой ФСБ, Бортников возглавлял ее экономическое подразделение, где занимался связями между русской мафией и государственным вымогательством.

Зловещая машина, созданная Путиным, переживет его. Он больше его. Чтобы добиться успеха, убийство, переворот или революция в России должны были смести не только Путина, но и силовики. ФСБ без боя не исчезнет и, скорее всего, как и в 1991 году, ФСБ метастазирует, но останется.

Смелые демократические реформаторы в России любят Владимир Кара Мурза сидят в колониях, как и заклятый враг Путина, Алексей Навальный. В этих мрачных обстоятельствах лучшее, что может сделать правительство США, — это подготовиться к долгосрочной борьбе с Россией. Безусловно, Вашингтон и его союзники по НАТО должны сделать все, чтобы помочь демократическим реформаторам в России добиться перемен изнутри. Но мы должны осознавать их шансы на успех. Западные страны должны снизить способность российских спецслужб работать за границей, вызвав массовые высылки их офицеров, выдающих себя за российских дипломатов. История показывать что высылки подрывают секретные возможности Кремля. Российские посольства и консульства на Западе должны быть сведены на нет.

Соединенным Штатам нужна новая грандиозная стратегия сдерживания России. Эта стратегия должна основываться на неудобной истине: у Запада проблемы с Россией, а не с Путиным.

cristiano mbappe