Фил Стюарт и Идрис Али
ВАШИНГТОН (Рейтер) — Соединенные Штаты изучают, как недолговечный мятеж группы Вагнера против российского военного истеблишмента может повлиять на операции наемников на Ближнем Востоке и в Африке, заявили официальные лица.
Лидер Вагнера Евгений Пригожин удивил мир, возглавив в субботу вооруженное восстание, в результате которого его бойцы оказались в пределах 200 километров (125 миль) от границы с Украиной от Москвы, прежде чем внезапно подавить восстание.
Американские политики рассматривают наемников через призму соперничества с Россией за влияние в Африке и на Ближнем Востоке и обвиняют их в грубых нарушениях прав человека. Американские военные напрямую противостояли силам Вагнера в Сирии.
По словам американского чиновника, среди возможностей, рассматриваемых политологами, есть то, что лидеры африканских стран могут быть менее склонны нанимать группу после того, как увидели, как Пригожин набросился на своих боссов. Одним из вариантов, предложенных президентом России Владимиром Путиным вагнеровцам, было подписание контракта с Вооруженными силами России.
«Если эти вагнеровские силы будут поглощены российскими вооруженными силами в одночасье, это может стать проблемой. Многие из этих стран не подписались на российское военное присутствие, когда они просили о вагнеровских силах», — сказал ответственный чиновник при условии, что анонимность.
По словам чиновника, некоторые из этих африканских лидеров глубоко обеспокоены внутренними соперниками, и поход Вагнера на Москву может усилить их опасения.
«ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ»
Хотя официально группа Вагнера не входит в состав российских вооруженных сил, она важна для Путина, потому что она может продвигать его внешнеполитические приоритеты и приносить небольшую часть затрат. Путин заявил во вторник, что группа «полностью финансируется» из государственного бюджета.
Организация направила тысячи солдат в Африку и на Ближний Восток. За последнее десятилетие он установил тесные связи с правительствами нескольких африканских стран, работая в таких странах, как Мали, Центральноафриканская Республика (ЦАР) и Ливия.
Наемники сыграли центральную роль во вторжении России в Украину, участвуя в самых кровопролитных боях против украинских войск.
В Пентагоне представитель бригадного генерала Патрик Райдер отказался строить предположения о будущем Вагнера, но осудил действия группы в Африке и за ее пределами.
«Они имеют дестабилизирующее влияние в этом регионе и, безусловно, представляют угрозу, поэтому они объявлены транснациональной преступной организацией», — сказал Райдер.
В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил российским СМИ, что работа Вагнера в Центральноафриканской Республике будет продолжена.
Официальный представитель США сказал, что, несмотря на комментарии Лаврова, Соединенные Штаты хотели узнать, доверяют ли африканские страны этим заверениям. Пригожин, бывший союзник Путина, в этом месяце нарушил приказ передать свои войска под командование Минобороны России. После мятежа Путин заявил в понедельник, что выполнит свое обещание разрешить силам Вагнера переселиться в Беларусь, если они того пожелают, подписать официальные контракты с военными или вернуться к своим семьям. По словам представителя США, многое будет зависеть от судьбы Пригожина и того, какое влияние он сохранит со своими войсками в Африке.
Майкл Малрой, бывший высокопоставленный чиновник Пентагона, согласился с тем, что события минувших выходных могут навредить Вагнеру в Африке.
«Они будут рассматриваться как слишком нестабильные и потенциально опасные для лидеров этих стран», — сказал Малрой. «Они чуть не устроили переворот в своей (стране)», — добавил он.
По словам другого американского чиновника, несмотря на очевидные риски для организации Пригожина, есть вероятность, что группа может извлечь выгоду из своего мятежа. Неожиданный толчок Вагнера в Москву, не встретивший особого сопротивления, может повысить его репутацию, что приведет к увеличению бизнеса в Африке.
«Он занимается делами о насилии, и это хорошо для бренда», — сказал второй официальный представитель США.
(Отчетность Фила Стюарта и Идриса Али; редактирование Дона Дерфи и Гранта Маккула)