МОСКВА — С тех пор, как Бриттни Гринер в последний раз предстала перед судом по делу о хранении марихуаны, вопрос о ее судьбе переместился из маленького тесного зала суда на окраине Москвы на самые высокие уровни российско-американской дипломатии.
Звезда WNBA и двукратный олимпийский чемпион возвращается в суд во вторник, через месяц после начала судебного процесса, по которому ей грозит 10 лет тюрьмы, если она будет признана виновной. По ходу судебного разбирательства администрация Байдена сталкивалась с растущими призывами к действиям по его освобождению.
На прошлой неделе госсекретарь Энтони Блинкен обратился к своему российскому коллеге Сергею Лаврову с необычным ходом, призвав его согласиться на сделку, согласно которой Гринер и Пол Уилан, американец, заключенный в тюрьму в России за шпионаж, будут освобождены.
Хотя детали предложения остаются в секрете, публичное объявление Блинкеном о предложении противоречило соглашению держать переговоры об освобождении заключенных в строжайшей тайне. Когда в апреле американец Тревор Рид, отбывающий наказание за нападение на полицейского, был освобожден в обмен на российского наркоторговца, никаких намеков на скорый обмен не появлялось.
Звонок Лаврова-Блинкена был также самым известным контактом между Вашингтоном и Москвой на самом высоком уровне с тех пор, как Россия отправила войска на Украину более пяти месяцев назад. Прямой охват рискует подорвать ключевой сигнал союзникам США о том, что изоляция России может привести к окончательному выводу войск с Украины.
Это также подчеркивает общественное давление, с которым столкнулся Белый дом, чтобы добиться освобождения Гринер, что вызвало негативную реакцию. Бывший президент Дональд Трамп резко раскритиковал предложение, согласно которому, по словам знавших его людей, Гринер и Уилан обменяются на печально известного торговца оружием Виктора Бута.
«Он абсолютно один из худших в мире, и его выпустят, потому что потенциально испорченный человек приезжает в Россию под действием наркотиков», — сказал Трамп.
Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила журналистам в понедельник, что Россия «недобросовестно» отреагировала на предложение правительства США, встречное предложение, которое официальные лица США не считают серьезным. Она отказалась уточнять.
Гринер, выступая из клетки подсудимого в зале суда, который едва вмещает дюжину человек, признала, что в его багаже были картриджи с маслом каннабиса, когда ее арестовали в московском аэропорту в феврале. Но она говорит, что у нее не было преступного умысла, и канистры оказались в ее багаже, потому что она собиралась в спешке. В межсезонье WNBA Гринер выступала за женскую сборную России по баскетболу.
Чтобы подкрепить его дело, адвокаты Гринера вызвали свидетелей из его российской команды, УГМК Екатеринбург, и представили показания врачей о том, что ему прописали каннабис в качестве обезболивающего. Медицинское лечение каннабисом в России нелегально.
Его адвокаты говорят, что они надеются, что показания снискают снисхождение со стороны судьи, который, по их словам, по российскому законодательству имеет свободу действий в рассмотрении смягчающих обстоятельств.
Оправдательные приговоры в российском уголовном преследовании редки — менее 1% дел. Наказания могут быть приостановлены.
Если обвинительный приговор приводит к летальному исходу, это также потенциально может быть шагом вперед. Российские официальные лица заявили, что освобождение Гринер не может состояться, пока не будет завершен судебный процесс.
Однако вашингтонский юрист, ранее работавший юрисконсультом в посольстве США в Москве, сказал, что не существует формального требования о вынесении обвинительного приговора перед обменом.
«Если она действительно используется в качестве политического козыря — а администрация уже признала ее незаконно задержанной, предположительно потому, что они считают, что ее используют в качестве политической пешки, — они могут вынести приговор. максимизируя свое влияние на переговоры», — сказал адвокат Том Файрстоун в интервью Associated Press.
Он также сказал, что, учитывая публичное обязательство администрации Байдена обеспечить освобождение Уилана и Гринер, Россия «может захотеть, чтобы это продолжалось немного дольше, и попытаться получить больше уступок».
Российские официальные лица не дали публичных указаний относительно того, добился ли Блинкен какого-либо прогресса в своей апелляции к Лаврову, опубликовав лишь заявление, призывающее американцев продолжить рассмотрение этого вопроса с помощью «тихой дипломатии, не раскрывая спекулятивной информации».
Россия неоднократно выражала недовольство заявлениями США по этому делу, заявляя, что они демонстрируют неуважение к российскому законодательству.
— Ассошиэйтед Пресс; Эрик Такер из Вашингтона, округ Колумбия, внес свой вклад в эту историю.