Спустя 50 лет после Summit Series этот бывший голландский телеведущий говорит, что он самый молодой репортер в Москве.

Алекс Дж. Уоллинг был телеведущим более 50 лет и был самым молодым журналистом, освещавшим серию канадско-российских саммитов в 1972 году. (Алекс Дж. Уоллинг/Twitter)

Хотя прошло уже 50 лет с тех пор, как культовый гол Пола Хендерсона помог сборной Канады победить Советский Союз в исторической серии саммитов в сентябре 1972 года, Алекс Дж. Уоллинг, которому сейчас 76 лет, помнит каждую деталь того времени, когда он освещал игры в России.

Родом из Квебека, Уоллинг проработал на телевидении 50 лет, в том числе девять лет работал в Корнер-Брук, Ньюфаундленд, в несуществующей компании Humber Valley Broadcasting Co. и Western Broadcasting.

«Я ходил по кварталу», — со смехом сказал Уоллинг из своего нынешнего дома в Дартмуте, Новая Шотландия.

В августе 1972 года Уоллинг, которому тогда было 25 лет, устроился на работу в Галифаксе на канал CHNS-FM, ведущий постоянное спортивное ток-шоу, которое транслировалось по воскресеньям вечером.

Подготовка к тому, чтобы долгожданная сборная Канады по хоккею со звездами сразилась с могущественным Советским Союзом, уже шла полным ходом.

Во время первой игры Уоллинг был в Эдмонтоне и освещал национальный турнир по софтболу. Турнир подошел к концу, когда Канада и Россия встретились на жарком и туманном Монреальском форуме в субботу, 2 сентября.

«На следующий день я вернулся в Галифакс и в тот понедельник достал своего босса: «Я хочу пойти на следующую игру», — вспоминал Уоллинг.

«В среду, кажется, около 11 утра, он позвал меня в свой кабинет и сказал: «Хорошо, Уоллинг, ты уходишь».

Вторая игра состоялась той же ночью в Maple Leaf Gardens в Торонто. Уоллинг сказал, что он предполагал, что сядет на следующий рейс.

«Он невозмутимо сказал: «Сегодня вечером ты не поедешь», — сказал Уоллинг.

Фил Эспозито с попыткой выстрела против россиянина Владислава Третьяка. (Питер Брэгг/Канадская пресса)

Игра 3 также быстро приближалась, она была сыграна в Виннипеге через несколько дней и предоставила Уоллингу возможность совершить поездку, чтобы освещать Канадскую футбольную лигу в дополнение к серии Summit. Но это все еще не было планом.

Четвертая игра в Ванкувере, единственное место, где, по словам Уоллинга, он не ездил в Канаду, когда ему было всего 25 лет? Также нет.

«Я сказал: «Всемогущий Господь, куда, черт возьми, я иду?» а также [my boss said] «Пакуй чемоданы, малыш, ты едешь в Москву».

«3000 человек пытались позвонить домой»

Бегство Уоллинга из Монреаля установило планку того, чего он ожидал от России: возможность сделать карьеру, которая выпадает раз в жизни.

Покойный Жан Беливо — легенда «Монреаль Канадиенс», только что завершивший карьеру годом ранее — сел в самолет позади Уоллинга и ненадолго попросился сесть рядом с ним.

«Мы немного поговорили, и он был отличным парнем. После этого он ушел куда-то еще и, вероятно, занял 10 мест. Это был мой дебют», — сказал Уоллинг.

Посадка в России была сама по себе сценой. Канадский контингент из 3000 фанатов совершил поездку и был загнан в один отель, вспоминает Уоллинг.

По его словам, здание имело идеальную квадратную форму, и каждое крыло выглядело совершенно одинаково. Но на осмотр достопримечательностей и общение времени не оставалось. По его словам, Уоллинг купил в качестве сувенира русскую шапку, которая хранится у него до сих пор.

Два ряда игроков пожимают друг другу руки на льду.  Канадцы, находящиеся ближе к камере, носят красные майки с белой окантовкой, а советские — белые с красной окантовкой.
Советская и канадская команды обмениваются рукопожатием после третьей игры в Виннипеге. (Предоставлено Залом хоккейной славы)

«Тренировка была в 10 утра, [I’d] тогда возвращайся в 12:00… Я три или четыре часа ждал, пока телефонная линия отправит все мои вещи, потому что было всего около пяти внешних линий, и 3000 человек пытались позвонить домой», — сказал Уоллинг.

«Большую часть времени я проводил на катке и в своем гостиничном номере».

По словам Уоллинга, игры 5, 6 и 7 были сыграны в подвешенном состоянии, и он мало что помнил о каждой из них, поскольку сосредоточился на текущей работе.

‘Мы здесь’

А вот восьмая игра была совсем другой.

«Там была небольшая импровизированная пресс-ложа для Фостера Хьюитта и представителей СМИ. Около 40 из нас были забиты на другом конце», — сказал Уоллинг.

«Кен Драйден был прямо перед нами, наши лица были прямо на стекле».

Канада уступила в третьем периоде со счетом 5: 3 в решающей игре серии. Ничья означала, что Россия победила из-за наибольшего количества голов, забитых в серии. Канаде нужна была чистая победа.

Россия разразилась схваткой два на один, когда они отступили в попытке сделать игру недосягаемой.

Уоллинг помнит плавное катание Бориса Михайлова и Владимира Петрова, когда пара врезалась в канадскую зону, вытащив Драйдена из затруднительного положения.

Канада празднует гол в Москве. (1972 Гетти Изображений)

«Один из них… бьет по шайбе, и вместо того, чтобы попасть в сетку, которая была открыта на три четверти из-за их чистой передачи, парень пробивает через сетку», — сказал он.

«Я сказал: «Боже мой, вот и мы».

Канадская команда держалась. Голы Фила Эспозито из «Бостон Брюинз» и Ивана Курнуайе из «Монреаль Канадиенс» привели к ничьей.

Выстрел услышали во всем мире

Хоккейные болельщики, вероятно, скажут, что звук вызова Фостера Хьюитта по воротам Хендерсона является одним из самых знаковых моментов в истории канадского хоккея.

Уоллинг, к сожалению, не видел его, хотя он был в здании. По его словам, вид из ложи для прессы в конце площадки был не самым лучшим.

«Мы не могли сказать [if the puck went in] потому что россияне в третьем периоде не зажгли красный свет», — сказал он.

«Внезапно я вижу, как сборная Канады очищает скамейку запасных, чтобы атаковать Хендерсона… Я не видел этого, но с тех пор слышал тысячу раз».

Пол Хендерсон празднует победу Канады в восьмой игре. (Зал хоккейной славы)

До культового гола Хендерсона оставалось всего 34 секунды.

Уоллинг в то, что он называет одним из самых удачливых периодов своей жизни, вышел из ложи для прессы со своим магнитофоном, и у него оставалось время, чтобы приблизиться ко льду.

Шло время, Уоллинг и его коллега по телевидению Брайан Уильямс заняли позицию — намного впереди остальных представителей прессы, которые оказались между льдом и 17 000 болельщиков, пытавшихся покинуть арену.

«Уильямс знает Хендерсона, потому что он из Торонто, а Уильямс освещал несколько игр «Лифс». Поэтому Уильямс закричал: «Хенни, сюда!», — сказал Уоллинг. «У нас было это для себя в течение пяти или шести минут».

Возвращение домой, вспоминает Уоллинг, было унизительным для канадцев. Предматчевая версия заключалась в том, что канадская команда всех звезд НХЛ обыграет россиян со счетом 8:0. Сериал развивался иначе.

Но с годами этот момент в Игре 8 и серия в целом прочно вошли в историю и выдержали испытание временем для поколений.

«Гол жил чуть ли не с того дня, [it was scored]и Хендерсон выжил», — сказал Уоллинг.

«Это была показательная серия, которая в некотором смысле показала, что мы отличная команда, но и русские тоже».

Читайте другие статьи CBC Ньюфаундленд и Лабрадор

cristiano mbappe