Всемирный поиск альтернативных российским источникам энергии во время войны в Украине переориентировал внимание на более мелкие и простые в строительстве атомные электростанции, которые, по мнению сторонников, могли бы стать более дешевой и более эффективной альтернативой блокам управления более старых моделей.
Британская компания Rolls-Royce SMR заявляет, что ее малые модульные реакторы, или SMR, намного дешевле и быстрее запускаются, чем стандартные электростанции, обеспечивая такую энергетическую безопасность, к которой стремятся многие страны. Франция уже зависит от атомной энергии в производстве большей части своего электричества, а Германия сохранила возможность возобновить работу двух атомных электростанций, которые она закроет в конце года, поскольку Россия прекратит поставки природного газа.
Хотя Rolls-Royce SMR и ее конкуренты подписали контракты со странами от Великобритании до Польши, чтобы начать строительство станций, они еще много лет не работают и не могут решить энергетический кризис, который в настоящее время поражает Европу. Ядерная энергетика также сопряжена с рисками, включая удаление высокорадиоактивных отходов и недопущение попадания этой технологии в руки стран-изгоев или гнусных групп, которые могут осуществлять программу создания ядерного оружия.
Эти риски усилились после взрыва крупнейшей в Европе атомной электростанции в Запорожье, Украина, что вызвало опасения потенциальной ядерной катастрофы.
Однако после войны «зависимость от импортного газа и российских источников энергии привлекла внимание людей к энергетической безопасности», — сказал представитель Rolls-Royce SMR Дэн Гулд.
По его словам, компоненты SMR могут быть построены на заводе, доставлены на площадку в тягачах с прицепами и собраны там, что делает технологию более привлекательной для покупателей с ограниченным бюджетом.
«Это похоже на сборку Lego», — сказал Гулд. «Строительство в меньшем масштабе снижает риск и делает его более привлекательным для инвестиций».
ММР представляют собой реакторы с водой под давлением, идентичные примерно 400 реакторам по всему миру. Основными преимуществами являются их размер — примерно десятая часть размера стандартного реактора — простота конструкции и цена.
Ориентировочная стоимость Rolls-Royce SMR составляет 2,2–2,8 миллиарда фунтов стерлингов (2,5–3,2 миллиарда долларов), а предполагаемое время строительства — 5,5 лет. Согласно статистике Международного агентства по атомной энергии, это на два года быстрее, чем строительство стандартной атомной электростанции в период с 2016 по 2021 год. По некоторым оценкам, стоимость строительства атомной электростанции мощностью 1100 мегаватт составляет от 6 до 9 миллиардов долларов.
По словам Гулда, Rolls-Royce планирует построить свои первые станции в Великобритании в течение 5,5 лет.
Точно так же базирующаяся в Оклахоме компания NuScale Power в прошлом году подписала соглашения с двумя польскими компаниями — производителем меди и серебра KGHM и производителем электроэнергии UNIMOT — об изучении возможности строительства ММР для тяжелой промышленности. Польша хочет отказаться от загрязняющего окружающую среду производства электроэнергии на угле.
В прошлом месяце Rolls-Royce SMR объявила о подписании соглашения с голландской компанией-разработчиком ULC-Energy о рассмотрении возможности создания SMR в Нидерландах.
Еще одним партнером является Турция, где Россия строит АЭС «Аккую» на южном побережье. Экологи говорят, что район сейсмически активен и может стать мишенью для террористов.
Внедрение «недоказанных» ядерных энергетических технологий в виде ММР не устраивает экологов, утверждающих, что распространение малых реакторов усугубит проблему захоронения высокорадиоактивных ядерных отходов.
«К сожалению, Турцией управляет некомпетентная администрация, которая превратила ее в «испытательный полигон» для бизнеса», — сказал Корай Доган Урбарли, представитель турецкой партии зеленых.
«Это отказ от суверенитета определенного региона как минимум на 100 лет для того, чтобы Россия построила атомную электростанцию. Эта некомпетентность и сила лоббирования делают Турцию легкой мишенью для МСР», — сказал Корай, добавив, что его партия избегает технологий с «неопределенным будущим».
Гулд сказал, что Rolls-Royce SMR будет производить ядерные отходы размером с «теннисный корт, сложенный штабелем высотой 1 метр» в течение 60-летнего срока службы завода. Он сказал, что первоначально отходы будут храниться на заводах в Великобритании, а затем будут перемещены в место долгосрочного захоронения, выбранное правительством Великобритании.
М. В. Рамана, профессор государственной политики и международных отношений в Университете Британской Колумбии, цитирует исследование, в котором говорится, что «не существует продемонстрированного способа» гарантировать, что ядерные отходы, хранящиеся в местах, которые власти считают безопасными, не ускользнут в будущем.
По словам Раманы, специалиста по международной безопасности и ядерной энергетике, постоянное тепло, выделяемое отходами, может изменить горные породы, в которых они хранятся, и привести к просачиванию воды, в то время как будущая добыча полезных ископаемых может поставить под угрозу целостность места захоронения ядерных отходов.
Скептики также повышают риски возможного экспорта таких технологий в политически неспокойные регионы. Гулд сказал, что Rolls-Royce «полностью соответствует» британским и международным требованиям по экспорту своей технологии SMR «только на территории, подписавшие международные договоры, необходимые для мирного использования ядерной энергии для производства «энергии».
Однако Рамана сказал, что нет никаких гарантий, что страны будут соблюдать правила.
«Любая страна, приобретающая ядерные реакторы, автоматически улучшает свои возможности по производству ядерного оружия», — сказал он, добавив, что каждый ММР может производить «около 10 плутониевых бомб каждый год».
Rolls-Royce SMR может решить прекратить поставку топлива и других услуг любому, кто нарушает правила, но «если страна решит это сделать, она может просто попросить Международное агентство по атомной энергии прекратить проверки, как это сделал, например, Иран. «, — говорит Рамана.
Хотя отработавшее топливо обычно подвергается химической переработке для получения плутония, используемого в ядерном оружии, Рамана сказал, что эта технология переработки широко известна, и для производства количества плутония, необходимого для производства оружия, не требуется очень сложного перерабатывающего завода.
___
Свой вклад внесли корреспонденты Associated Press Эндрю Уилкс из Анкары, Турция, и Дженнифер Макдермотт из Провиденса, Род-Айленд.
(Отказ от ответственности: эта история автоматически сгенерирована из синдицированного канала; только изображение и заголовок могли быть переработаны www.republicworld.com)