Российский Яндекс продает свой медиабизнес ВКонтакте

Яндекс, крупнейшая российская технологическая компания, продала свой агрегатор новостей, блог-платформу и домашнюю страницу после того, как подверглась критике за поддержку кремлевских историй о вторжении в Украину.

Полностью разделенная сделка, о которой было объявлено во вторник, фактически дает Кремлю еще больший контроль над доступом россиян к информации, избавляя Яндекс от его наиболее проблемных активов.

VK, контролируемый государством гигант социальных сетей, получит медиа-активы Яндекса в обмен на приложение для доставки еды Delivery Club.

Яндекс заявил, что его правление и руководство «пришли к выводу, что интересы акционеров компании [ . . . ] лучше всего справится со стратегическим выходом из своего медиа-бизнеса».

Когда-то известный как «русский Google», Яндекс, зарегистрированный на Nasdaq, имел рыночную капитализацию более 30 миллиардов долларов на пике в ноябре прошлого года и добился успешных успехов во всем, от потокового развлечения до доставки еды.

Но война в Украине потрясла «Яндекс», вынудив двух топ-менеджеров уйти в отставку после того, как ЕС ввел против них санкции, и вынудив тысячи сотрудников бежать из страны. Оценка компании упала до менее чем 7 миллиардов долларов, прежде чем торги были приостановлены в начале войны.

Критики «Яндекса» и многие его сотрудники обвинили компанию в соучастии в войне, продвигая линию Кремля на своей новостной платформе, которую ежемесячно посещают около 30 миллионов человек. Компания отказалась от комментариев.

По словам людей, знакомых с этим вопросом, «Яндекс» надеется, что продажа позволит держать его как можно дальше от войны.

Объясняя свое решение подвергнуть основателя Аркадия Воложа санкциям, ЕС заявил, что Яндекс «несет ответственность за продвижение СМИ и государственных нарративов в результатах поиска, а также за понижение рейтинга и удаление контента с критикой Кремля, такого как контент, связанный с агрессивной войной России против Украина».

Волож, который ушел с поста главы Яндекса в июне, сказал, что считает это решение «ошибочным» и подал апелляцию, по словам людей, знакомых с этим вопросом.

Адвокаты бывшего замглавы «Яндекса» Тиграна Худавердяна, привлеченного к дисциплинарной ответственности за участие в круглом столе олигархов с президентом России Владимиром Путиным в Кремле в первый день вторжения, а затем уволившегося с поста замдиректора, написали в июньских судебных документах, что он оспорил утверждение ЕС о том, что Яндекс был «ключевым элементом в сокрытии информации о войне на Украине от россиян».

Пользователи, посещающие домашнюю страницу Яндекса, которая, как и Google, отображает главные новости российских СМИ, будут перенаправлены на новый сайт, объединяющий платформы новостей и блогов, находящиеся под контролем ВКонтакте.

«Газпром», российская государственная газовая монополия, купила VK в прошлом году и назначила исполнительным директором общества сына Сергея Кириенко, одного из высокопоставленных кремлевских чиновников, курировавших российское вторжение в Украину.

Яндекс, на долю которого приходится около 62% поискового рынка в России, сосредоточится на спартанской домашней странице ya.ru, которая содержит только панель запросов и виджеты для изменения пробок, погоды и тарифов.

Первоначально задуманный как нейтральный агрегатор, такой как Google News, Яндекс все чаще подчиняется давлению Кремля на независимые СМИ, ограничивая доступ к веб-сайтам, запрещенным российской интернет-цензурой.

После начала вторжения Россия ввела цензуру военного времени, закрыла независимые СМИ и заблокировала несколько известных социальных сетей, включая Facebook, Instagram и Twitter.

Цензура российских СМИ запрещает называть войну «войной» или «вторжением», а тем, кто ставит под сомнение кремлевскую версию событий, грозит уголовное преследование и тюремный срок до 15 лет за «дискредитацию российских вооруженных сил».

Технический инвестор Эстер Дайсон и профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев покинули совет директоров Яндекса в начале марта.

В заявлении об отставке они заявили, что «для команды стало невозможным продолжать предоставлять бесплатную и открытую информационную платформу для российской общественности, не нарушая закон и не подвергая опасности компанию и ее сотрудников».

cristiano mbappe