В начале 19 века, после войн с Персидской и Османской империями, Россия завершила вторжение на Южный Кавказ. Регион, в котором сейчас находятся Армения, Азербайджан и Грузия, оставался под контролем Москвы до распада Советского Союза в 1991 году, хотя три страны были независимыми в течение короткого периода после Первой мировой войны. Подавляя движение за независимость в этих странах, а также в других частях Российской империи, а затем и Советского Союза в Восточной Европе и Центральной Азии, Москва также выступала в качестве поставщика безопасности в регионе. В этой роли Россия подавляла конфликты между подданными империи, а также противостояла вмешательству посторонних держав на «свои» территории. Это создало стабильность на Южном Кавказе, как и в других частях империи, называемую в теориях международных отношений «гегемонистской стабильностью».
В начале 1990-х годов распался Советский Союз, и впоследствии большинство новых независимых государств на территориях бывшей империи разожгли меж- и внутригосударственные конфликты. На Южном Кавказе Россия стремилась манипулировать и, наконец, воспользоваться этими горячими точками, чтобы сохранить свое влияние в регионе. Поддержка Москвой абхазских сепаратистов в Грузии и оккупация Арменией карабахского региона Азербайджана в начале 1990-х годов помогли Кремлю восстановить контроль над тремя странами Южного Кавказа. Это привело к возрождению системы безопасности в регионе, в которой доминирует Россия, в постсоветский период, но с более напористыми независимыми государствами, которые стремились укрепить свой суверенитет, сводя к минимуму гегемонию России.
Армения присоединилась к возглавляемой Россией программе безопасности и экономической интеграции, получив полноправное членство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Азербайджан, с другой стороны, удалось строить нейтральную и многостороннюю внешнюю политику и сумели противостоять давлению со стороны России благодаря экономической независимости страны. Единственная страна региона, Грузия, которая стремилась выйти из орбиты России и присоединиться к евроатлантическим политическим и военным структурам, столкнулась на этом пути с непреодолимыми препятствиями и осталась между ними. Оккупация Россией двух регионов Грузии (Абхазии и Южной Осетии) в 2008 году послужила Кремлю дамокловым мечом в отношении внешней политики Тбилиси.
Таким образом, постсоветская гегемонистская стабильность на Южном Кавказе была более нестабильной по сравнению с более ранними периодами. Периодические военные эскалации между Баку и Ереваном, а также война в Грузии (2008 г.) продемонстрировали эти спорадические нарушения порядка региональной безопасности. Однако в обоих случаях России удалось выступить гегемоном, восстановив перемирие между Арменией и Азербайджаном и фактически наложив вето на внешнюю политику Грузии.
Даже во время крупномасштабных военных операций между Азербайджаном и Арменией в 2020 году, известных как Вторая карабахская война, Россия выступала в качестве единственного посредника, достаточно уполномоченного, чтобы привести стороны к прекращению огня. Размещение своих войск в Карабахском районе Азербайджана под именем Синий шлемРоссии удалось выполнить свою миссию по размещению своих войск на территории каждой из трех стран региона.
Таким образом, в постсоветский период Москве прежде всего удалось сохранить порядок безопасности в регионе, находящемся под российской гегемонией. Кремль, однако, был вынужден проглотить растущие связи в сфере безопасности между Азербайджаном и Турцией, но, как продемонстрировал Баку, отреагировал на эти связи более спокойно. уважать Основные национальные интересы и заботы России в регионе.
После вторжения России в Украину в феврале 2022 года господство Москвы, установленное на Южном Кавказе в начале XIX века, оказалось под угрозой в третий раз после послевоенного и первых лет постсоветского периода. Столкнувшись с неожиданным военным поражением на Украине и серьезными экономическими проблемами дома, Россия сталкивается с проблемы против своего господства на Южном Кавказе, в регионе, имеющем первостепенное геополитическое значение для Москвы.
На этот раз вызов российской мощи исходит из Армении и Азербайджана, а Грузия избегает провоцировать Москву и, похоже, производная своих прозападных устремлений. С одной стороны, Азербайджан критикует поддержку Россией сепаратистского режима в карабахском регионе, пытается свернуть миссию миротворческого контингента, углубляет Стратегический альянс с Турцией, увеличивать свой вклад в энергетическую безопасность Европы и больше полагается на посредничество ЕС в мирном процессе с Арменией. С другой стороны, Армения испытание Российская власть, отходя от российского военного блока, налаживает более тесные отношения с европейскими странами и США и приглашает миссию ЕС для наблюдения за ситуацией с безопасностью на границе между Арменией и Азербайджаном. Кремль отреагировал довольно яростно на эти события и обвинять Запад о попытках вытеснить Россию с Южного Кавказа.
В разочарование из Москвы это означает снижение доминирования России в регионе, хотя сейчас преждевременно говорить о том, как будет продолжаться этот процесс и не приведет ли он к уходу России с Южного Кавказа. Падение российского влияния в регионе создает период, который можно рассматривать через призму теории смены власти в международных отношениях. Согласно этой концептуальной схеме, упадок господствующей державы может привести к конфликту или войне с восходящей державой, поскольку последняя становится более напористой в стремлении бросить вызов господству ослабевающей державы. Это также можно наблюдать как возникновение вакуума власти в соответствующем регионе, который могут попытаться заполнить другие могущественные государства, что снова приводит к конфликту или войне между доминирующей державой и восходящими державами.
Нынешняя ситуация на Южном Кавказе, таким образом, напоминает период, описываемый теорией смены власти. Другие внешние силы, в том числе Иран, Турция, ЕС и США, пытаются воспользоваться ослабевающим влиянием России в регионе и усилить свою власть. В частности, для Ирана недопустимо «посягательство» внешних акторов на Южный Кавказ. Российско-украинская война усложнила региональную геополитику Ирана, поскольку Европейский союз (ЕС) и США усилили свое влияние на Южном Кавказе, укрепив свою роль посредников в мирном процессе между Арменией и Азербайджаном, фактически исключив Россию и развернув миссию по наблюдению за армяно-азербайджанской границей после Пражский саммит (6 октября). В этом контексте все больше более близкие отношения между Израилем и Азербайджаном и возникающей возможностью формирования Израиль-Турция-Азербайджан Платформа трехстороннего сотрудничества еще больше разозлила иранские власти.
Тегеран определенный использовать военные и другие инструменты для заполнения вакуума власти, образовавшегося в регионе в результате упадка России. В этом начинании Иран фактически пользуется поддержкой Армении, лидеры которой пытаются использовать иранскую карту против своих общих врагов, Азербайджана и Турции. Укрепившиеся в последнее время связи между Арменией и Ираном предоставили Тегерану полезный шанс более напористо войти на Южный Кавказ и сформировать де-факто союз против двух турецких государств. С этой целью Ереван и Тегеран явно укрепляют сотрудничество в различных сферах, в том числе военной и экономической. Помимо стремления увеличить двусторонний товарооборот с 700 миллионов долларов до 3 миллиардов долларов, Иран также рассматривает возможность поставки в Армению боевых беспилотников.
При этом гегемония, которую Россия завоевала на Южном Кавказе в начале 19 века, ослабевает, а вместе с ней стремительно разрушается и построенный ею в регионе порядок безопасности. Этот процесс может сопровождаться насильственными конфликтами и войнами между различными региональными и внешними акторами. На данный момент главной угрозой региональной стабильности является Иран и союз, который он строит с Арменией.