В 2005 году младший капрал Алан Блэкенбери из Королевских гусар британской армии ехал в колонне Land Rover из лагеря Абу-Наджи в Ираке, когда в его автомобиль взорвалось самодельное взрывное устройство. взрыв мгновенно убил Блэкенбери и ранили еще трех человек, ехавших в автомобиле.
Согласно многочисленным сообщениям об инциденте, самодельное взрывное устройство использовало взрывной пенетратор (EFP); лист меди, приваренный к цилиндру, содержащему заряд взрывчатого вещества. После детонации сила взрывчатого вещества разрушает медную фольгу в пулю, которая летит со сверхзвуковой скоростью к цели.
Сообщается, что в автомобиль Блэкенбери пробили три таких снаряда, каждое из отверстий в Land Rover было меньше дюйма в диаметре и было покрыто медью. Кроме того, взрыв инициировался пассивным инфракрасным пусковым устройством, предназначенным для детонации взрывчатого вещества при прохождении тепла от двигателя.
Инцидент ознаменовал радикальный отход от тактики, обычно используемой шиитскими ополченцами в регионе. США подали тайный протест Ирану. Известно, что ополченцы имели тесные связи с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) и «Хизбаллой». Протест США, поданный в июле 2005 г., ясно дал понять, что иракские ополченцы не будут иметь доступа к этому оружию без поддержки Ирана — в районах, где преобладают сунниты, таких устройств обнаружено не было.
К концу 2006 г. на атаки EFP приходилось 18% смертей в США и их союзниках; они несут ответственность за 30% смертей в последнем квартале того года. Иран долгое время поддерживал силы, враждебные Западу, КСИР направил бойцов и инструкторов в Ливан в 1982 году, чтобы поддержать «Хизбаллу» в борьбе с израильским вторжением, и оттуда выросла его поддержка иностранных группировок. Однако война в Ираке предлагает интересную отправную точку для понимания роли Ирана в распространении сложного оружия.
В 2006 году «Хизбалла» выпустила противокорабельную ракету С-802 по израильскому ракетному кораблю INS. Копье когда он отплыл от берегов Ливана на обратном пути в Израиль. Израильская разведка сообщила СМИ, что около 100 военнослужащих КСИР несут ответственность за импорт, оснащение и запуск ракеты боевиками «Хизбаллы».
Ранее «Хизбалла» в основном запускала неуправляемые ракеты по Израилю. Хотя это было проблематично, их можно было атаковать, а их неточность создавала неопределенность, но не создавала риска согласованной угрозы израильской инфраструктуре.
Ракетный удар был исключительно заблаговременным и не мог быть нанесен без участия КСИР. С этого момента иранское влияние росло и наиболее ярко проявлялось в его поддержке трех противостоящих Западу сил: хуситов в Йемене, «Хизбаллы» в Ливане и России на Украине.
Хезболла
В настоящее время израильские силы прилагают много усилий, чтобы предотвратить введение Иранские технологии и опыт в арсенале Хизбаллы. По оценкам, у «Хизбаллы» имеется до 130 000 ракет, в основном неуправляемых. Однако Иран уже более десяти лет пытается обеспечить силы комплектами наведения, которые можно использовать для модернизации его неуправляемых ракет, поскольку ему не удалось импортировать готовые ракеты.
Этот процесс применяется к ракетам Zelzal-2 Хизбаллы и включает в себя установку блока управления навигационным наведением в задней части боеголовки. Весь процесс может быть завершен за три часа и стоит от 5000 до 10 000 долларов США. согласно отчету за 2019 год Британско-израильский центр связи и исследований. Комплекты GPS, используемые для модернизации ракет, имеют размер небольшого чемодана, что позволяет легко экспортировать их в Ливан.
«Хизбалла» также пытается развивать местную промышленность, необходимую для производства комплектов для ориентирования, что является проблемой, учитывая тип объектов и персонал, необходимый для этого. Тем не менее, в военном университете Ирана есть кафедра, созданная специально для обучения прокси-сил Ирана искусству модернизации ракет.
Если «Хизбалле» удастся улучшить свои системы наведения ракет, это позволит более точно атаковать критически важную национальную инфраструктуру Израиля и усложнит операции ПВО Израиля. Это значительно увеличивает потенциальные риски для Израиля в случае войны с «Хизбаллой».
Россия
Россия является последним каналом распространения передового высокоточного ударного оружия Ирана. Внешний вид Боеприпасы Шахед-136 над Украиной в сентябре подтвердил слухи о том, что Иран поставлял оружие в Россию. Президент Украины Владимир Зеленский с тех пор указал, что Россия, возможно, закупила до 2400 «Шахедов» под названием «Геран-2», находящихся на вооружении России.
Некоторые элементы их использования на русской службе неизвестны. Обозначение «Геран-2», что в переводе с русского означает «герань», указывает на то, что они могут производиться в России, а не в Иране. Это может быть достигнуто путем сборки комплектов, если это так.
Сильной стороной Shahed-136 является его дальность полета, которая часто указывается в 2000 км. Хотя это не подтверждено, по крайней мере, похоже, что он может преодолевать сотни миль. Предполагается, что беспилотный летательный аппарат перемещается автономно на протяжении части своего пути и может включать видеосъемку с полным движением для точного управления терминалом в определенных ситуациях. Этот тип наведения использовался иранскими ракетами и беспилотниками в прошлом, поэтому разумно предположить, что Shahed-136 включает аналогичную систему.
Боеголовка крупная по сравнению с другими российскими боеприпасами, лежащими поблизости — «Ланцетом» и «КУБ-БЛА», — и ее часто запускают волнами. Еще неизвестно, закупит ли Россия больше систем вооружения у Ирана, но уже ясно, что Shahed-136 и другие иранские беспилотники, закупленные для разведки, обеспечивают российские силы в той или иной форме ударами большой дальности.
Хуситы
Хуситы получили наибольшую поддержку от Ирана, уровень поддержки значительно увеличился с 2014 г. В результате хуситы теперь обладают широким спектром баллистических ракет большой дальности, передвижных боеприпасов и беспилотников для наступления. Они оказались относительно способными в своем развертывании; поэтапные атаки на нефтяные объекты в Саудовской Аравии с одновременным прибытием различных типов боеприпасов.
Некоторые возможности хуситов исходят от бывших йеменских арсеналов и личного состава вооруженных сил, которые присоединились к хуситам. Однако другие явно имеют иранское происхождение. Например, по мнению группы экспертов ООН, баллистическая ракета малой дальности Borkan-2H считается более легкой версией иранской ракеты Qiam-1.
Хуситы широко использовали вооруженные дроны, которые могут выполнять несколько миссий, и другие, которые являются боеприпасами, для атаки на МТ. Мерсер-стрит нефтяной танкер, а также объект Aramco в Абкайке. Считается, что Иран проводит обучение операторов беспилотников-хуситов и других на своей авиабазе Кашан недалеко от города Исфахан — той самой базе, которую, как сообщается, посетила российская делегация до появления иранских беспилотников в Украине.
С помощью Ирана хуситы теперь обладают возможностью наносить удары по целям на стратегической глубине в Саудовской Аравии. Понятно, что средства противовоздушной обороны Саудовской Аравии часто бывают успешными, а количество успешных атак хуситов намного меньше тех, которые малоэффективны. Тем не менее, это дорогостоящее мероприятие даже для саудовского государства, особенно по сравнению с довольно минимальными инвестициями Ирана.
А потом ?
Иран в течение некоторого времени наращивал свое влияние в Ираке и Сирии, создавая дополнительные возможности для распространения своего передового оружия и опыта. Уже ясно, что это произошло, и некоторые атаки на базы США в этих странах уверенно связаны с КСИР и его марионетками.
Ясно, что Иран принял асимметричный ответ своим многочисленным противникам, и его экспорт создает очень сложную проблему для преодоления. Предоставление опыта и небольших компонентов создает туманную цель, которую даже израильская передовая система разведки и наведения должна стремиться преодолеть. Результат этих кинетических операций может иметь лишь ограниченное влияние на распространение, хотя израильские источники утверждают, что они значительно ухудшили программу точности «Хизбаллы».
В любом случае, очевидно, что западные силы, обдумывающие любое будущее развертывание на Ближнем Востоке, в Африке и, возможно, даже дальше за границей, должны ожидать встречи с противником, которому помогает и вооружает Иран. Это будет иметь заметно отличный характер от той помощи, которая позволила шиитским ополченцам в Ираке повысить свою эффективность против сил коалиции. Скорее всего, он будет носить многосторонний характер, требуя надежных сетей противовоздушной обороны, общенациональной разведки и очень коротких циклов сенсор-стрелок, если мы хотим избежать чрезмерного истощения сил.