Приостановление программы «Национальный флагман», предназначенной для предоставления новой королевской яхты для зарубежных торговых и инвестиционных целей, и перенаправление средств на Проект многоцелевого корабля наблюдения за океаном (MROSS)является прагматичным решением сосредоточиться на обеспечении краткосрочных критически важных возможностей за счет долгосрочных инвестиций в судостроение.
В заявлении от 7 ноября британский госсекретарь по вопросам обороны Бен Уоллес раскрыл план по ускорению внедрения кораблей MROSS за счет национального флагмана, при этом первый корабль этого класса должен быть возвращен в строй. Январь 2023 года, на несколько месяцев раньше срока.
Этот шаг следует за речью в октябре, в которой он сообщил о планах закупки многоцелевого исследовательского судна в коммерческом секторе, которое будет переоснащено оборонным оборудованием в Великобритании, а затем будет введено в эксплуатацию к 2023 году. Второй корабль будет построен в Великобритании, предлагая оливковую ветвь британской судостроительной промышленности, лишенной — каким бы бесполезным ни был национальный флагманский проект — столь необходимой работы.
В заявлении Министерства обороны Великобритании (МО) изложено решение ускорить внедрение MROSS, которое будет эксплуатироваться Вспомогательным подразделением Королевского флота (RFA) для поддержки деятельности Королевского флота. В заявлении министерства обороны говорится, что корабли «жизненно важны для нашей национальной безопасности, так как защищают подводные кабели и трубопроводы».
Безопасность подземной инфраструктуры была в центре внимания в последнее время после повреждения нанесено газопроводу «Северный поток-1»., причем Россия сильно подозревается в причастности к саботажу, хотя Москва отрицает свою причастность. Кроме того, в Северном море, а также в Гренландии, Исландии и Великобритании (ГУИК) были активны собственные российские средства наблюдения, и подозревается, что они отслеживают или мешают работе кабелей на морском дне и другой инфраструктуре.
Поставка двух подземных разведывательных судов в ФРГ значительно расширит возможности Великобритании по наблюдению за собственной подземной инфраструктурой, при этом суда будут оснащены современным гидроакустическим сканирующим оборудованием и рядом подводных платформ, автономных морских пехотинцев. Вооружение будет легким, учитывая вероятность того, что этот тип будет действовать в основном вблизи британских или европейских вод, и, вероятно, будет состоять из 30-мм основных орудий, в зависимости от наличия, и наконечников стрелкового оружия.
Выступая в Палате общин 7 ноября, министр обороны Бен Уоллес сказал: «Перед лицом незаконного и неспровоцированного вторжения России в Украину и безрассудного игнорирования Путиным международных договоренностей, направленных на поддержание глобального порядка, правильно, что мы отдаем приоритет предоставление возможностей, которые защищают нашу национальную инфраструктуру.
«Чтобы эффективно справляться с текущими и будущими угрозами, мы теперь будем инвестировать в корабли MROS, которые защищают чувствительную оборонную и гражданскую инфраструктуру, чтобы улучшить нашу способность обнаруживать угрозы на морском дне и кабелях. В свете этого национальная флагманская программа была приостановлена, чтобы сделать приоритетной реализацию возможностей MROS по спасению жизней.
Национальный флагман затонул
Приостановка национальной флагманской программы стоимостью более 250 миллионов фунтов стерлингов высвободит значительные средства, которые были направлены на усилия MROSS и явно предназначены для заполнения критического пробела в возможностях британской подводной войны. Инциденты с отключенными интернет-кабелями в британских водах еще больше усилили подозрения в причастности России, хотя Великобритания и Москва отрицают это.
Для отрасли, стремящейся сохранить недавний всплеск заказов на судостроение, потеря флагманской программы будет нежелательной для таких компаний, как Харланд и Вольф, который был вероятным конкурентом для изготовления корабля. Другие первоклассные невоенные кораблестроители, такие как Каммел Лэрдтакже выразили готовность осуществить эту программу.
Задуманный как способ стимулировать британскую торговлю и инвестиции, корабль должен был использоваться для проведения торговых переговоров и торговых выставок на высоком уровне, хотя схема, запущенная при бывшем премьер-министре Великобритании Борисе Джонсоне, многими считалась ненужной.
Контр-адмирал Рекс Кокс, генеральный директор Национального управления судостроения, заявил 7 ноября: «Проект «Национальный флагман» продемонстрировал талант морской индустрии Великобритании, и я благодарен всем участникам торгов, принявшим участие.
«Стремление к внедрению современных методов проектирования и производства с упором на «зеленые» инновации воплощает в себе суть Обновление Национальной судостроительной стратегии. Этот современный подход к судостроению и дизайну будет иметь основополагающее значение для успеха будущего судостроительного трубопровода.