Запланированное контрнаступление Украины против России затмило переговоры о возможном урегулировании конфликта путем переговоров, но некоторые американские и европейские официальные лица говорят, что следующая фаза войны может дать импульс дипломатии.
Неясно, как официальные лица определят успех контрнаступления, которое может длиться несколько месяцев, и как его исход может повлиять на их подход. Мнения военных стратегов о том, сможет ли Украина вернуть себе территорию после более чем года войны, сильно различаются.
Пока что президент России Владимир Путин не проявляет никаких признаков желания идти на уступки или вести содержательный диалог.
И официальные лица США по-прежнему настороженно относятся к любым призывам к немедленному прекращению огня или мирным переговорам, особенно к тем, которые исходят из Китая. Пекин упорно пытается играть в миротворца, несмотря на его очевидную стратегическую ориентацию на Россию. На этой неделе министр иностранных дел Цинь Ган путешествовал по Европе, пытаясь продать идею о том, что Китай может вести переговоры.
Некоторые европейские официальные лица, встретившиеся с г-ном Цинем, выразили скептицизм. А в Вашингтоне госсекретарь Энтони Дж. Блинкен встретился на этой неделе со своими британскими и испанскими коллегами, чтобы поддержать обязательства по военной помощи Украине, послав сигнал о том, что боевые успехи превыше всего.
Г-н Блинкен заявил во вторник на пресс-конференции с министром иностранных дел Великобритании Джеймсом Клеверли, что у украинцев есть «все, что им нужно, чтобы продолжать добиваться успеха в возвращении территории, которая была насильственно захвачена Россией за последние 14 месяцев».
Как и г-н Блинкен, г-н Клеверли вообще не упомянул о дипломатии с Россией, сосредоточившись вместо этого на военной помощи: «Решено и правильно решено, это еще не конец».
Украинские лидеры также заявили, что не согласятся на переговоры, пока не дадут отпор российским войскам.
Тем не менее, по словам официальных лиц США, помощники президента Байдена изучили потенциальную развязку, пытаясь определить исход, который мог бы быть приемлемым как для Киева, так и для Москвы, если начнутся настоящие мирные переговоры.
«Я знаю, что высокопоставленные чиновники администрации регулярно беседуют с нашими украинскими коллегами о том, как в конечном итоге будет выглядеть мир, — сказал член палаты представителей от Вашингтона Адам Смит, главный демократ в Комитете по вооруженным силам, — одновременно обсуждая, как вооружить их и вернуть себе как можно большую территорию.
Помощники Байдена и европейские официальные лица говорят, что больше всего надеются на то, что Украина добьется значительных успехов в контрнаступлении, что даст ей больше рычагов влияния на любых переговорах.
Но что бы ни думали ее лидеры, официальные лица США говорят, что большинство украинцев не хотят идти на компромисс с нападавшими на них русскими.
И официальные лица США опасаются, что, даже если этим летом российские вооруженные силы потерпят новые неудачи, Путин все еще может верить, что может выиграть войну на истощение.
Аврил Д. Хейнс, директор национальной разведки, заявила на прошлой неделе в выступлении перед Конгрессом, что, если г-н Путин «уменьшит свои краткосрочные амбиции» в Украине, шансы на уступки России в любой торговле за столом в этом году «будут низкими». ».
Другой высокопоставленный представитель США заявил, что независимо от успеха Украины российский лидер может просто приказать провести более широкую мобилизацию, чтобы восстановить часть своей военной мощи.
Путин также может извлечь выгоду, поскольку в Соединенных Штатах готовится президентская кампания 2024 года, а бывший президент Дональд Трамп является главным кандидатом от республиканцев. Мистер Трамп и несколько республиканских политиков назвал поддержку США Украине расточительной и опасной.
Китай настаивает на роли посредника с момента обнародования расплывчатой мирной инициативы в феврале. Хотя г-н Блинкен и некоторые высокопоставленные европейские дипломаты говорят, что не исключают возможности того, что Китай сыграет полезную роль в будущем, они критикуют Пекин за то, что он публично не признал Россию агрессором в войне. Они настаивают на том, что страна, которая не хочет этого делать, не может считаться беспристрастным посредником.
Си Цзиньпин, китайский лидер, посетил Москву с государственным визитом в марте и выразил неизменную поддержку партнерству своей страны с Россией, которое, по словам двух правительств, не имело границ незадолго до вторжения России в Украину в феврале 2022 года. своей мирной инициативы Ли Хуэй 10 лет был послом в России и получил медаль г-на Путина.
Официальные лица США и Европы также настороженно относятся к призывам к мирным переговорам, которые не включают требование о том, чтобы российские военные сначала ушли с территории Украины, что является позицией президента Украины Владимира Зеленского. Китай не занял четкой позиции в отношении территориальной целостности Украины, а официальные лица США говорят, что Китай и Россия могут использовать предлог переговоров, чтобы заморозить линию фронта и завоевания России.
В показаниях Конгрессу г-жа Хейнс сказала, что г-н Путин может использовать прекращение огня, чтобы попытаться восстановить силы, «выигрывая время для того, что, как он надеется, приведет к ослаблению западной поддержки Украины».
Она добавила, что «он может захотеть заявить хотя бы о временной победе, исходя примерно из территории, которую он оккупировал».
Мистер Блинкен недавно сказал То, что г-н Си наконец-то поговорил с г-ном Зеленским в прошлом месяце, было «положительным», но он «все еще не был уверен», что Китай готов принять Украину в качестве жертвы. Анналена Бербок, министр иностранных дел Германии, сказала почти то же самое прямо г-ну Циню на пресс-конференции во вторник: «Нейтралитет означает принятие стороны агрессора, и поэтому наш руководящий принцип — дать понять, что мы на стороне агрессора». стороне потерпевшего».
Основным аргументом в пользу усиления роли Китая в дипломатии является тот факт, что эта страна является самым могущественным партнером России и что г-на Си и г-на Путина связывают личные узы. Война России перевернула мировую экономику, создав проблемы для Китая.
«В принципе, — сказал г-н Блинкен, — страны — особенно страны со значительным влиянием, такие как Китай, — если они готовы сыграть позитивную роль в попытке установить мир, это было бы хорошо».
Белый дом заявил в четверг, что Джейк Салливан, советник по национальной безопасности, говорили об Украине с Ван И, высокопоставленным чиновником внешней политики Китая, во время двухдневной встречи на этой неделе в Вене.
Дебаты в Вашингтоне о возможных мирных переговорах аморфны и парадоксальны. Есть даже конкурирующие аргументы, основанные на одном и том же гипотетическом исходе: если Украина добьется значительных успехов, это может означать, что пришло время для переговоров, говорят некоторые официальные лица, или это может означать, что Украина должна отказаться от дипломатии и продолжать сражаться.
Если Украина не сможет захватить значительную территорию, некоторые официальные лица США и Европы могут захотеть подтолкнуть Зеленского к урегулированию путем переговоров.
«Динамика изменится, даже если Украина добьется незначительных успехов», — сказал г-н Смит, депутат от Демократической партии. Он предсказывает, что после нескольких месяцев войны обе стороны будут истощены.
Но некоторые официальные лица и аналитики в Вашингтоне предостерегают от такого мышления.
«У некоторых людей в Вашингтоне всегда было желание сказать: смотрите, если Украина не продвигается вперед — или если да, то, возможно, пришло время поговорить об Украине в поисках урегулирования», — заявила президент Алина Полякова. Центра анализа европейской политики.
«Лично меня это шокирует», — добавила она. «Территориальные уступки подтвердили бы российскую агрессию, которая создает глобальный прецедент для Китая и других стран, а значит, работает. Во-вторых, это также будет означать, что Западу придется принять моральные последствия — признать военные преступления и потворствовать продолжающимся нарушениям прав человека.
Среди высокопоставленных американских чиновников генерал Марк А. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, наиболее откровенно высказался о необходимости для Украины и России рассмотреть возможность переговоров, заявив, что затяжная война приведет к гораздо большему количеству жертв. Г-н Блинкен занял другую позицию. «Должен произойти глубокий сдвиг в сознании г-на Путина и в сознании России, чтобы заниматься осмысленной дипломатией», — сказал он на прошлой неделе.
Госсекретарь и другие официальные лица США сделали расплывчатые заявления о том, что они считают реальным завершением конфликта.
Как минимум дважды за последние месяцы Блинкен говорил о необходимости вернуть Украине территорию, «насильственно захваченную Россией за последние 14 месяцев», как он сказал во вторник. Но эта война является продолжением предыдущей: с 2014 года Россия фактически взяла под свой контроль сотни квадратных километров восточной Украины и аннексировала ее Крымский полуостров.
Неясно, намеренно ли г-н Блинкен проводит различие между этими участками территории. Лидеры Украины настаивают на том, что их цель — вернуть себе каждый сантиметр земли, отнятой с 2014 года, включая Крым. Но многие официальные лица США и аналитики считают, что Путин примет более решительные меры, чтобы сохранить контроль над полуостровом.
Некоторые официальные лица США подняли вопрос о том, чтобы хотя бы заставить Россию демилитаризовать Крым, чтобы его нельзя было использовать в качестве плацдарма для будущих нападений на Украину. Но г-ну Путину может быть почти так же трудно принять этот результат. Черноморский флот России базируется в крымском городе Севастополь.
Г-н Блинкен заявил на прошлой неделе, что «справедливый и прочный» мирный план «не может ратифицировать то, что сделала Россия, а именно захват такой большой части украинской территории». Он также не может позволить России «просто отдохнуть, переоборудоваться и снова атаковать через шесть месяцев или через год».
Джулиан Э. Барнс предоставил репортаж из Вашингтона, и Стивен Эрлангер из Брюсселя.