ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (AP) — Практически все участники согласны: спустя почти восемь десятилетий после своего создания могущественный Совет Безопасности ООН должен расширяться, развиваться, включать больше голосов. Но, как и во многих других вещах, центральный вопрос — и самое большое разногласие — как именно.
Пять стран, которые были крупными державами в конце Второй мировой войны, доминировали в Организации Объединенных Наций и ее самом важном органе за всю ее 77-летнюю историю. Совет остается в своей нынешней конфигурации, несмотря на то, что на протяжении четырех десятилетий другие страны призывали присоединиться к этой VIP-группе, чтобы отразить радикально изменившийся мир 21 века.
Неспособность Совета отреагировать на вторжение России в Украину высветила еще одну ошибку на встрече мировых лидеров в этом месяце: поглощенные национальными интересами и региональным соперничеством, 193 страны-члена ООН заблокировали расширение органа, ответственного за обеспечение международной безопасности, мира и безопасность.
Послевоенный период, когда была создана Организация Объединенных Наций, отражал стремление, согласно вступительным словам Устава Организации Объединенных Наций, «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Сторонники говорят, что обновленный совет с большим количеством голосов может переориентировать эту предпосылку. Но разногласия по поводу размера, состава и полномочий обновленного совета заставили поколения дипломатов ООН задуматься, изменится ли он когда-нибудь.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш обозначил проблему в 2020 году: «Страны, навязавшие себя более семи десятилетий назад, отказались рассматривать реформы, необходимые для изменения соотношения сил внутри международных институтов».
«Неравенство начинается сверху — в глобальных институтах», — сказал тогда Антониу Гутерриш. «Борьба с неравенством должна начинаться с его реформирования». Но этого еще не произошло.
КАК ТЕПЕРЬ
Совет Безопасности, состоящий из 15 членов, имеет 10 непостоянных членов из всех регионов мира, избираемых на двухлетний срок без права вето, и пять постоянных членов с правом вето: США, Россия, Китай, Великобритания. Великобритании и Франции.
Два из этих членов представлены другими правительствами, чем они были, когда Организация Объединенных Наций была создана в 1945 году. Китайская Республика, в настоящее время управляемая из Тайваня, исключена практически из всех органов ООН, которые оккупированы управляемой материком Народной Республикой. Советский Союз распался в начале 1990-х годов, оставив Россию в качестве уцелевшей державы.
Именно использование и угроза использования Россией своего права вето помешали Совету принять меры в отношении продолжающейся уже семь месяцев войны в Украине. Это провал, отмеченный многими лидерами в их выступлениях перед Генеральной Ассамблеей, наряду с их постоянными жалобами на то, что совет устарел и непредставителен.
Что особенно раздражает правительства Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна: у них нет постоянных членов. Может ли это измениться? Американский президент считает, что так и должно быть.
«Пришло время, чтобы это учреждение стало более инклюзивным, чтобы лучше удовлетворять потребности современного мира», — заявил Джо Байден Генеральной Ассамблее на прошлой неделе.
Он призвал к увеличению числа постоянных и непостоянных членов, включая «постоянные места для стран, которые мы давно поддерживаем, и постоянные места для стран Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна». Соединенные Штаты также поддерживают постоянные места для Германии, Японии и Индии.
Мир, заявил президент Франции Эммануэль Макрон, требует международного консенсуса. «Вот почему я надеюсь, что мы, наконец, сможем провести реформу Совета Безопасности, чтобы он стал более представительным, приветствовал новых постоянных членов и оставался способным в полной мере выполнять свою роль, ограничив использование права вето в случаях массовых преступлений. ,» добавил он. сказал.
А министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая перед ассамблеей в субботу, призвал к созданию «более демократичного» совета за счет расширения представительства из Африки, Азии и Латинской Америки и добавления Индии и Бразилии. На пресс-конференции после этого он сказал, что добавление «враждебных» западных стран, таких как Япония и Германия, не принесет Совету ничего нового: «Все они следуют приказам Соединенных Штатов».
КАК РЕФОРМА МОЖЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
Попытки реформировать совет начались в 1979 году. В 2005 году мировые лидеры призвали сделать совет «более представительным, эффективным и прозрачным». В том же году Генеральная ассамблея, которая должна одобрить любую реформу правления, отменила три противоречащие друг другу резолюции о расширении его состава, отражая глубокие разногласия, которые сохраняются и сегодня.
Резолюция Германии, Японии, Бразилии и Индии предоставит им постоянные места без права вето в совете из 25 членов. Вторая группа стран среднего уровня, включая Италию и Пакистан, хочет, чтобы совет состоял из 25 членов с 10 новыми непостоянными местами. Африканский союз, который сейчас насчитывает 55 членов, хотел добавить 11 новых мест: шесть постоянных мест, в том числе два для Африки с правом вето, и пять непостоянных мест.
Президент Сенегала Маки Салл, председатель Африканского союза, повторил свое требование о двух постоянных местах, заявив, что пришло время прекратить «ограничивать Африку маргинальными кругами принятия решений». Президент Бразилии Жаир Болсонару заявил, что война на Украине доказывает, что «реформа ООН необходима, если мы хотим обрести мир во всем мире».
Премьер-министр Барбадоса Миа Моттли призвала лишить пять постоянных членов права вето: «Совет Безопасности, который сохраняет право вето в руках немногих, всегда приведет нас к войне. А президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна «продолжит подчеркивать, что мир больше пяти».
Практически каждый Председатель Генеральной Ассамблеи в последние годы вел переговоры о реформе Совета Безопасности. Министр иностранных дел Мальдив Абдулла Шахид, ушедший с поста президента в этом месяце, посетовал, что не смог заключить сделку, «отражающую новую реальность мира». Его преемник, Чаба Кёрёши, клянется продолжать.
«Совету пора более справедливо представлять население мира и отражать реалии 21 века», — сказал Кёрёши.
В этом году Генеральная Ассамблея приняла реформу: любой постоянный член совета, обладающий правом вето, теперь должен предстать перед 193 странами Ассамблеи во время дебатов, чтобы объяснить, почему.
Дэвид Схеффер, бывший посол США по особым поручениям по вопросам военных преступлений, сказал, что предложение Байдена «выходит за рамки всего, что правительство США говорило ранее по этому вопросу» и «принимает реальность мира, в котором мы живем сегодня, а не мира». с 1945 года до конца войны за преобразование.
«Соединенные Штаты должны стать совместной сверхдержавой будущего, и это станет важным шагом в этом направлении», — сказал он Associated Press.
Ричард Гоуэн, директор Международной кризисной группы при ООН, назвал замечания Байдена по поводу реформ «умной политической авантюрой», вызвавшей ажиотаж среди дипломатов и официальных лиц ООН. Замечания, по его словам, отражают обеспокоенность США тем, что доверие к совету ослабевает и что интересам США служит «иметь более или менее функциональный совет в качестве альтернативы анархии».
«Китай особенно ненавидит идею о том, что Япония и Индия могут использовать переговоры о реформах, чтобы получить постоянные места в совете», — сказал Гоуэн. «Таким образом, Пекин может заблокировать весь процесс».
Но он сказал: «Байден спровоцировал дискуссию о реформе, которая продлится не менее двух лет». Кончится ли это реальными изменениями или просто еще одним разговором, еще неизвестно.
___
Эдит М. Ледерер, главный корреспондент Ассошиэйтед Пресс при ООН, более полувека освещает международные дела. Для получения дополнительных материалов AP о Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций посетите https://apnews.com/hub/united-nations-general-assembly.