Правящий Владимир Путин жестоко обращался с миллионами людей, опускаясь до уровня тирании.
Тем не менее, уход Владимира Путина из власти принесет свой собственный хаос: шекспировскую борьбу за власть на ножах; развязанные региональные лидеры; ядерный арсенал наготове.
Пока мало кто хочет публично говорить об этом постпутинском мире, опасаясь восприятия вмешательства во внутреннюю политику. Но в частном порядке западные страны и аналитики просчитывают сценарии, которые могут развернуться, когда Путин неизбежно уйдет, и то, как должны реагировать союзники Украины.
«Я буду осторожен и не буду слишком много спекулировать на внутриполитической ситуации в России», — заявил на прошлой неделе генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, когда его спросили, как альянс готовится к возможности того, что лидер России покинет свой пост.
«Независимо от того, на что могут указывать различные анализы, я думаю, что нам в НАТО нужно быть готовыми ко всем возможностям и, что касается Украины, быть готовыми продолжать их поддерживать», — заявил он.
Консенсус: это не будет чистый переход, создающий множество дилемм, которые могут напрячь западных союзников. В какой степени они могут и должны влиять на процесс преемственности? Что, если русская республика распадется? Какие отношения у них должны быть с преемником Путина?
«Мы должны отбросить любые иллюзии о том, что то, что произойдет сразу же, — это демократия», — сказала Лори Бристоу, бывший посол Великобритании в России.
«То, что, как я думаю, произойдет дальше, — добавил он, — вероятно, будет трудным временем».
Взрывной бой за преемственность
Пока Путин находится в безопасном положении. Он по-прежнему контролирует госаппарат, а армия выполняет его убийственные приказы в Украине.
Но беспокойное вторжение российского лидера в Украину ослабило его положение дома и усугубило неопределенность в отношении того, кто и как возьмет власть в свои руки.
«Чтобы обеспечить стабильную преемственность, когда придет время — которое, по мнению Путина, будет временем его выбора, — тогда вам потребуется высокая степень консенсуса элиты», — сказал Бристоу, который был посланником Соединенного Королевства в Москве с 2016 по 2016 год. 2020. .
«То, что они сделали сейчас, — это разрушили этот консенсус», — сказал он, отметив, что сейчас в Кремле идет борьба за власть.
Эти драки могут стать кровавыми, как только высший пост в Кремле, наконец, откроется.
«Это может стать очень шекспировским, вспомним «Короля Лира» или [the] Римская империя, как Я, КлавдийГде игры престоловочень быстро», — сказал Уильям Альберк, бывший директор Центра контроля над вооружениями НАТО.
Александр Вершбоу, бывший высокопоставленный чиновник США и НАТО, сказал, что наиболее вероятным сценарием по-прежнему является «плавный переход» в нынешнем ближайшем окружении Путина, но признал, что свержение тиранов может вызвать проблемы. «Может быть внутренняя нестабильность, — сказал он, — и все становится очень непредсказуемым в авторитарных системах, в персоналистских диктатурах».
Бристоу, бывший британский посол, предупредил западные державы, чтобы они держались подальше от таких споров о престолонаследии: «Я думаю, что мы должны признать пределы нашей способности влиять на эти результаты».
Хотя, признал экс-посол, «мы, безусловно, заинтересованы в исходе».
ядерное оружие = сила
Россия обладает крупнейшим в мире арсеналом ядерного оружия с тысячами боеголовок, каждая из которых может вызвать массовые разрушения, смерть и травмы населения.
Арсенал долгое время был источником силы России на мировой арене и доминирующей частью ее глобального имиджа — в течение многих лет возможность кремлевского ядерного удара доминировала в общественном воображении в Соединенных Штатах и других странах.
Во времена неопределенности руководства этот арсенал может стать желанным символом власти. Это подчеркнет ядерный защитник российских вооруженных сил, 12-е главное управление или ГУМО.
«Существует реальная возможность, — сказал Альберке, — что существует смертельная конкуренция — конкуренция за участие людей, пытающихся сплотить разные части вооруженных сил — особенно 12-й ГУМО, который контролирует ядерный арсенал России».
Мошеннические регионы
Проще говоря, Россия — самая большая страна в мире, охватывающая 11 часовых поясов и простирающаяся от Кавказа до Арктики.
Хотя может показаться, что Путин деспотически контролирует все это пространство, есть ряд российских республик с более слабыми связями с Москвой, а в некоторых есть амбициозные политические деятели. Вакуум власти в далекой столице может дать возможность местным лидерам взять на себя больший контроль.
Хотя большинство аналитиков считают, что Российская Федерация в основном будет вести борьбу за контроль над Кремлем, они признают, что российское правительство давно опасается фрагментации.
В случае такой фракционной борьбы все внимание будет приковано к Рамзану Кадырову, жестокому лидеру Чеченской Республики.
«Он поддерживает конкурирующую фракцию?» Или он говорит: «Меня устраивает десятилетие массированных российских подачек — теперь давайте остановимся, и я, пожалуй, смогу управлять Чечней и Дагестаном; Могу ли я создать здесь свою собственную империю?» — сказал Альберке, ныне директор Международного института стратегических исследований.
Вторжение Москвы в Украину также может аукнуться Кремлем.
Вершбоу, бывший посол США в России, сказал, что существует «малая вероятность» распада, но отметил, что «по иронии судьбы» аннексия Путиным территорий на востоке Украины «могла быть приведена в качестве прецедента сепаратистскими лидерами в Российской Федерации, чтобы сказать ‘границы теперь готовы к захвату’.
Возвращение к дебатам о перезагрузке
Как только будет сформирована новая команда лидеров, именно тогда начнутся самые острые политические дебаты для западных правительств.
Когда Путин ушел с политической арены, некоторые официальные лица — особенно в Западной Европе — могут утверждать, что есть возможность наладить новые отношения с Москвой.
Соединенные Штаты позорно предложили России символическую кнопку «перезагрузки» в начале президентского срока Барака Обамы только для того, чтобы увидеть дальнейшее ухудшение отношений. А Германия в течение многих лет проповедовала евангелие экономического взаимодействия с Россией только для того, чтобы объявить об историческом «Цайтенвенде, или поворот, после вторжения в Москву.
С новым руководством в Кремле Германия может сказать: «О, Цайтенвенде, независимо от того. Давайте подтолкнем Соединенные Штаты к еще одной перезагрузке с новым российским лидером», — сказал Альберке.
Неизбежно, что восточное крыло НАТО будет сожалеть о таких инициативах. Они говорили, что «Россия никогда не меняется», — сказал Альберке, и призывали союзников не отказываться от более напористой позиции НАТО, принятой с начала войны.
Министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак заявил POLITICO именно об этом.
«Россия в версии с царем в качестве лидера была такой же, как Россия в версии с генеральным секретарем коммунистической партии в качестве лидера, а теперь она такая же, как Владимир Путин в качестве лидера», — сказал он.
«Что важно с нашей точки зрения, — добавил он, — так это изолировать Россию».
На данный момент преемника Путина не ожидается. Но официальные лица говорят, что ожидают режим с аналогичной или даже более радикальной идеологией.
Госсекретарь Латвии Янис Гарисонс отметил, что Путин уже посадил в тюрьму критиков и возможных будущих лидеров, таких как Алексей Навальный, и только больше сторонников жесткой линии извне готовы вмешаться.
«Единственные люди, которые критикуют его «и не в тюрьме», принадлежат к правому крылу», — сказал Гарисонс.
«Мы не должны быть жертвами хунты или группы людей, которые заявляют, что хотят перезагрузки, — сказал Бен Ходжес, бывший командующий армией США в Европе, — если это всегда одно и то же».
Основное отличие на этот раз заключается в том, что Европа теперь менее экономически зависит от Москвы, что снижает ключевой стимул для возобновления взаимодействия.
«Мы прошли долгий путь, чтобы прекратить покупать у России», — сказал высокопоставленный дипломат ЕС на условиях анонимности. «Остались бы только вопросы ядерных вооружений, но многие из них останутся за американцами».
Еще один сигнал, который могут искать западные лидеры, заключается в том, сотрудничает ли преемник Путина с международными организациями, стремящимися привлечь к ответственности российские военные преступления в Украине — возможность, конечно, кажется маловероятной.
«Только Россия, настроенная на сотрудничество, не будет представлять угрозы для Европы», — заявил министр иностранных дел Чехии Ян Липавски.
Тем не менее, несмотря на все предположения о том, что до кооперативной России еще далеко, несколько нынешних и бывших официальных лиц предупреждают, что западные правительства должны сочетать сдерживание с долгосрочными усилиями по привлечению российского гражданского общества.
Западный альянс, по словам Бристоу, должен подумать, «как нам обратиться к российскому обществу за пределами Кремля, к следующему поколению российских политиков, мыслителей, интеллектуалов, учителей, «бизнеса», чтобы как бы изложить альтернативное видение тому, что они» я получил.
«Я чувствую, — добавил он, — что многие люди в России хотели бы сделать это».
Пол Маклири предоставил репортаж