Что делать с тесным военным и торговым партнерством Индии с Россией?
Этот вопрос приводит западных политиков в ярость после полномасштабного вторжения Москвы в Украину в феврале прошлого года. Когда Соединенные Штаты и их союзники ввели жесткие санкции против путинского режима, поспешили передать военную помощь Киеву и согласились на ограничение цен на российскую нефть в 60 долларов за баррель, если ее углеводороды не были полностью запрещены, Индия по большей части отказалась следить.
От воздержания в ООН по резолюциям, осуждающим вторжение России, до увеличения импорта российской нефти в десять раз в прошлом году (при 400-процентном увеличении объема мировой торговли в этом году) или продолжения закупок российского оружия и военной техники (на сумму 13 млрд долларов США). только за последние пять лет) Индия решительно идет своим путем, чтобы сбалансировать свои отношения с Россией и ее западными противниками.
Как прямо заявил министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар: «Я хотел бы уточнить [that] мы не просим наши компании покупать российскую нефть… Мы просим наши компании покупать нефть [that] это лучший вариант, который они могут получить… Это разумная политика — идти туда, где мы получаем лучшее предложение на благо индийского народа, и это именно то, что мы пытаемся делать.
Если то, что происходит — и, в частности, согласие Вашингтона на то, чтобы Индия отказывалась от режима санкций и даже помогала России обойти его, перерабатывая импортированную российскую нефть и перепродавая ее в третьи страны, — легко сформулировать в узких коммерческих терминах, реальность гораздо сложнее. .
При этом США и их союзники, желающие поскорее оторвать Индию от России и прочно привести ее в лагерь Запада, обременены историческим багажом, практическими ограничениями и реалиями баланса сил в Азии, на Юге, которые имеет Индия. стремился сохранить с момента обретения независимости.
Короче говоря, в краткосрочной перспективе не будет серьезного разделения, и Вашингтон должен, прежде всего, прибегнуть к деликатной и целенаправленной дипломатии, достойной Талейрана или Меттерниха, чтобы добиться этого с Нью-Дели.
То, что от 70 до 80% индийской военной техники имеет советское и российское происхождение, и что две трети импорта вооружений с 1992 года приходится на Россию, не является исторической случайностью.
Соединенные Штаты и их западные союзники должны преодолеть оставшиеся призраки холодной войны — непоколебимую поддержку США Пакистана в его войнах с Индией (включая операцию «Прожектор» и Освободительную войну в Бангладеш) и неспособность адекватно помочь Индии в ее ранних усилиях по индустриализации и развиваться после обретения независимости.
Политика премьер-министра Индии Неру тогда встревожила Соединенные Штаты и Великобританию, которые наложили строгие условия на инвестиции своих компаний в Индию, чтобы защитить чужую собственность и ограничить обмен технологиями (в том числе при продаже оружия). С другой стороны, бывший Советский Союз строил шахты, сталелитейные заводы и предприятия тяжелой промышленности, обучал местных специалистов и продавал оружие — часто в убыток — с небольшими условиями и ограничениями.
Хотя Индия официально не входила в союз во время холодной войны и по сей день сопротивляется присоединению к договорным блокам, многие в Вашингтоне считали ее слишком симпатизирующей Москве.
Поскольку территориальные споры с Китаем привели к китайско-индийской войне 1962 года и после китайско-советского раскола, СССР стал еще более важным партнером для Индии. Россия напрямую извлекает выгоду из этих унаследованных связей и продолжает их развивать.
Несмотря на то, что Соединенные Штаты стремятся сдержать Китай и считают Индию важной частью этих усилий, Нью-Дели опасается потерять Россию в качестве евразийского противовеса Пекину.
Неудачи Путина на Украине и его растущее подчинение Китаю во время его пребывания в Кремле только усиливают опасения Индии, что чрезмерная жесткость по отношению к России приведет к тому, что она необратимо попадет в объятия Китая — риск усугубляется экономической зависимостью Пакистана от Китая в рамках китайско-пакистанского экономического коридора. .
Индия хочет сдерживать Китай и благоприятно урегулировать нерешенные территориальные споры, сохраняя при этом свободу действий и завоевывая уважение в качестве крупной развивающейся державы. Это требует, среди прочего, существенных инвестиций в собственную оборонную промышленность. Индийские официальные лица сделали выход из торговли импортом оружия своим приоритетом.
Закупки оружия в США, Израиле и Франции увеличились, но недостаточно быстро, а ограничения на передачу технологий остаются препятствием. А когда дело доходит до закупок российской нефти, Индия может справедливо обвинить своих западных критиков в лицемерии, учитывая, что она покупает сырую нефть по цене ниже предельной цены G7, а затем легально продает обратно в Европу очищенное топливо, изготовленное из этой российской нефти.
Много российской нефти также продолжает поступать на западные рынки через других посредников.
Если европейцы не отказались от российских углеводородов, то трудно понять, почему Индия должна это делать. Как сказал сам Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель: «То, что Индия покупает российскую нефть, — это нормально. И если благодаря нашим ограничениям по цене на нефть Индия может купить эту нефть гораздо дешевле, то чем меньше денег получит Россия, тем лучше.
Это происходит даже после того, как переговоры о дальнейших расчетах по закупкам российской нефти в индийских рупиях провалились, и Россия оказалась все более неспособной из-за потерь на Украине поставлять Индии оружие и запасные части, которые она обещала.
Что бы США и их союзники ни делали сейчас, чтобы полностью оттолкнуть Индию от России, этот процесс может занять годы, если не десятилетия. Недостаточно будет резко сократить долю России в военном потенциале Индии, но также заменить системы вооружений, основанные на российских технологиях, поставлять запасные компоненты оптом по более низким ценам и делиться с Индией более чувствительными западными технологиями для их собственной оборонной промышленности.
И хотя приверженность Америки сдерживанию Китая не вызывает сомнений, Нью-Дели разумно ожидает серьезных уступок и существенных изменений в политике, прежде чем рискнет потерять континентальную уравновешивающую силу.
Между десятилетиями сложной истории, капризами геополитического положения Индии, практическими ограничениями сложных отношений Индии в области торговли энергией и оружием и будущими амбициями Индии в отношении глобального лидерства Индии, Соединенным Штатам и их западным союзникам предстоит пройти долгий и трудный путь.
Борис Рывкин — бывший советник по национальной безопасности сенатора США Теда Круза (R-TX). Он пишет в Твиттере @BRyvkin