( Радио Свобода/Радио Свобода ) — Когда президент Ирана Эбрагим Раиси посетил Москву в начале 2022 года, он возлагал большие надежды на заключение оборонных сделок, которые позволили бы обойти международные санкции и воспользоваться истечением срока действия эмбарго ООН на торговлю оружием с Тегераном.
Российские истребители, передовые системы противоракетной обороны и другая высокотехнологичная военная техника были в списке желаний Раиси. Но возникли вопросы: что может предложить Иран, находящийся под санкциями, стесненный в деньгах и технологиях, в обмен на богатую энергоносителями Россию? И будет ли Россия готова отправить передовые военные технологии в Иран, рискуя вызвать гнев соперничающих государств и важных клиентов на Ближнем Востоке?
Вторжение России в Украину всего через месяц после визита Раиси дало ответ.
Когда стало ясно, что война продлится гораздо дольше, чем ожидал Кремль, и истощит российский арсенал, Москва обратилась к Ирану за военными беспилотниками, которые оказались смертоносным дополнением к войне с Россией. Иранские ракеты малой дальности, а также снаряды и боеприпасы помогли бы укрепить истощающиеся запасы. И есть предположения, что иранские баллистические ракеты могут быть поставлены в будущем.
Взамен Иран планирует поставить передовые российские истребители Су-35, противоракетные комплексы С-400, военный спутник и другую долгожданную военную технику. CNN имеет сообщил что Россия отправляет трофейное оружие, которое Соединенные Штаты поставили Украине, в Иран, где оно потенциально может быть переработано для производства эквивалентов иранского производства.
А согласно Wall Street Journal На этой неделеРоссия также помогает Тегерану в его усилиях по подавлению затянувшихся протестов против истеблишмента дома, предоставляя современное программное обеспечение для наблюдения.
Тюнинг Су-35 ломается
Сразу после истечения эмбарго ООН на поставки оружия Ирану в 2020 году Тегеран приветствовал возможность укрепить свою безопасность.
Отмена запрета на поставки оружия была одним из условий умирающей ядерной сделки, которую Иран подписал с мировыми державами в 2015 году и которая ограничила деликатную ядерную деятельность Тегерана в обмен на освобождение от международных санкций.
13-летнее эмбарго лишило Иран права импортировать или экспортировать обычное оружие, в результате чего Тегеран в значительной степени зависит от своих собственных военных технологий, чтобы идти в ногу с региональными врагами Саудовской Аравией и Израилем.
Сохранившиеся санкции США продолжали ограничивать способность Ирана импортировать технологии, особенно те, которые могли бы помочь предполагаемым усилиям Ирана по разработке ядерного оружия, а Европейский союз сохранил собственное эмбарго на обычные вооружения и ракетные технологии, пытаясь уговорить Иран присоединиться к ядерной сделке. после того, как Вашингтон в одностороннем порядке вышел из сделки в 2018 г.
Но отмена эмбарго ООН открыла окно для торговли обычными вооружениями с Ираном, при этом Россия и Китай считаются наиболее вероятными поставщиками.
Раиси назвал свой двухдневный визит в Москву в январе 2022 года «поворотным моментом» в отношениях Тегерана с Россией, поскольку иранские официальные лица выразили заинтересованность в покупке истребителей, систем ПВО, вертолетов и российских танков пятого поколения. Однако, признавая ограниченный бюджет Ирана, военные эксперты предположили, что Иран вряд ли будет инвестировать в непомерно дорогие истребители.
Ветераны воздушных боев
В течение десятилетий Иран изо всех сил пытался сохранить военно-воздушные силы, которые в основном полагаются на американские самолеты, закупленные до Исламской революции 1979 года, некоторые из которых были выпущены в 1960-х годах. покинул Иран с стеганый парк Американские самолеты, иранские самолеты, созданные по образцу американских самолетов, а также некоторые китайские и российские истребители, закупленные в 1990-х годах.
В то время как желание Ирана получить многоцелевые истребители Су-30 более четырех поколений отклонялось в течение многих лет, Су-35 — истребитель-бомбардировщик четвертого поколения и единственный боевой самолет российского производства, серийно предназначенный для экспорта, — неожиданно оказался лучшим иранским самолетом. надежду на обновление своих ВВС.
фотография Фасья Халим на Скрыть
В январе 2022 года, когда санкционное давление США усилилось на фоне опасений неминуемого вторжения России в Украину, Египет отменил контракт на поставку Су-35 на сумму около 2 миллиардов долларов. Решение Каира последовало за аналогичным прекращением переговоров о продаже Су-35 Индонезии и Алжиру.
«Су-35 — это лучший многоцелевой истребитель, который ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) могут надеяться приобрести за короткий период времени», — заявил специалист по обороне среднего звена Джереми Бинни. RFE/RL в письменной форме. Комментарии. «Самолеты находятся под открытым небом на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе с тех пор, как сошли с конвейера в 2020 году».
Хотя ожидалось, что Иран попытается получить Су-35, когда-то направлявшиеся в Египет, камнем преткновения было то, захочет ли Тегеран выделять средства на военную авиацию в ущерб программам разработки вооружений или бюджету мощного Корпуса гвардии Исламской Республики. (КСИР).
В январе полуофициальное иранское информационное агентство Tasnim цитируется Шахриар Хейдари, глава комитета по национальной безопасности и внешней политике иранского парламента, заявил, что Иран получит 24 Су-35 уже в этом месяце. Хейдари также сообщил, что Иран заказал у России вертолеты, системы ПВО и ракетные комплексы.
Хотя детали сделки по Су-35 не были подтверждены, Бинни сказал: «Мы могли бы предположить, что России срочно нужна односторонняя атака. [drones] помогли склонить чашу весов» в пользу иранских ВВС. Это, добавил он, «отражало бы интересный расчет России о том, что это дешевое, но дальнобойное оружие на самом деле более полезно, чем современные многоцелевые истребители» в войне на Украине.
У Су-35 был неоднозначный послужной список в украинской войне, и украинские силы утверждали, что многие сбили. Но развертывание более современных истребителей на украинском поле боя заставило Киев опасаться, что они значительно повысят способность России доминировать в небе.
Бинни сказал, что, по его мнению, Су-35 будут использоваться «в первую очередь в роли воздух-воздух, базируясь в глубине Ирана, чтобы повысить их живучесть, чтобы их можно было поднять в воздух для перехвата приближающихся самолетов для нанесения ударов по ядерным и другим стратегическим объектам».
Это, добавил он, по существу заменит F-14 американского производства, базирующиеся в центральной иранской провинции Исфахан, и обеспечит «значительное улучшение по сравнению с теми самолетами 1970-х годов».
Проблемы сотрудничества
Во время недавней поездки на Ближний Восток министр обороны США Ллойд Остин выразил обеспокоенность углублением военного сотрудничества между Россией и Ираном за последний год, заявив, что оно «создает серьезные вызовы» для региона.
Остин Подчеркнуть «смертельные последствия» поставок Ираном беспилотников в Россию и возможность отправки Москвой «технологий в Иран в обмен на его помощь».
Остин также подтвердил обязательство США никогда не позволять Ирану приобретать ядерное оружие.
На данный момент нет никаких указаний на то, что оборонное сотрудничество России с Ираном в ядерной области может выходить за рамки обычных вооружений.
Добавление Ираном Су-35, хотя и полезно, не рассматривается как панацея для возможностей его ВВС против лучше оснащенных региональных врагов.
И хотя российская противоракетная система С-400, по крайней мере одна из которых, по сообщениям иранских СМИ, была заказана, повысит способность Ирана отражать потенциальные авиаудары, ее поставка не нарушит предыдущие эмбарго Ирана на поставки оружия. потому что это защитное устройство. вооружен.
Просто приключение?
Что касается перспектив будущих сделок с оружием, Бинни ожидает, что Москва и Тегеран займут осторожный подход, не рискуя ослабить собственную оборону или передать передовые технологии.
«Например, из-за ограничений на импорт у российской военной промышленности, вероятно, возникнут трудности с заменой любых С-400, снятых с конвейера и переданных Ирану», — сказал Бинни. А «предоставление России баллистических или крылатых ракет уменьшит сдерживание Ирана против нападений».
Перспективные российские танки, которые на украинском фронте очень дороги, Ирану, наверное, тоже не предложили бы.
Говоря о статусе текущих санкций США против Ирана и России, Питер Пятецкий, бывший сотрудник Министерства финансов США, а ныне генеральный директор консалтинговой фирмы Castellum.AI, сказал, что они не предназначены для предотвращения денежных или бартерных сделок между двумя странами. состояния. .
«Это не означает, что санкции неэффективны; они просто не предназначены для захвата физических предметов, таких как деньги или оружие», — сказал он. «Санкции могут быть наложены на причастных к этому, но Иран и Россия, будучи международными изгоями, похоже, не заботятся об этом».
Относительно того, смогут ли оборонные отношения между Россией и Ираном продолжаться после нынешнего состояния взаимной потребности перед лицом внутренних экономических проблем, санкций и международного давления, Пятецкий сказал, что они будут развиваться, как и любые другие отношения.
«То, что начинается как отношения по расчету, может стать настоящим партнерством. Настоящие партнерские отношения могут разрушиться и превратиться в транзакционные, настоящие партнерские отношения могут выдержать стресс и стать сильнее, и стороны также могут вступить в отношения по расчету и оставаться в них, несмотря на обиды и отсутствие согласованности миссии, потому что «они не могут найти лучшие варианты», — он сказал. «Россия и Иран в последнем ведре».