Вторжение России в Украину и удивительно энергичная борьба, которую вела гораздо более маленькая нация, имели драматические последствия. Россия поставляет значительное количество природного газа по трубопроводу в Европу. В начале сентября, раздраженный западной военной поддержкой Украины и санкциями, премьер-министр России Владимир Путин закрыл газопровод «Северный поток». Nord Stream контролируется ПАО «Газпром», российским государственным производителем.
По оценкам американского аналитического центра Atlantic Council, еще до отключения Россия сократила поставки природного газа в Европу почти на 40%. В ожидании такого сокращения Европа запасла газ до 82% своих хранилищ. Использование Путиным природного газа в качестве инструмента внешней политики — явление, которое только сейчас возникает.
Контроль Путина над «Газпромом» планировался в 2000 году. В новой биографии Филипа Шорта «Путин» автор описывает, как российский премьер-министр решил поставить нефть и газ, на которые приходится половина экспортных поступлений России, под свой личный контроль. В то время у России было только пять мест в совете директоров «Газпрома», в отличие от других частных партий и олигархов, у которых было шесть мест. Ходили слухи, что частные лица ежегодно присваивают у «Газпрома» 2–3 миллиарда долларов и враждебно настроены против того, чтобы Кремль имел право голоса в компании.
Шорт пишет, что в октябре 2000 года Путин вызвал тогдашнего генерального директора Рема Вяхирева на часовую частную встречу, после которой Вяхирев ушел с поста генерального директора без объяснения причин. Премьер-министр России быстро назначил своего сторонника генеральным директором и председателем правления, после чего акции «Газпрома» на Лондонской фондовой бирже подскочили на 134%.
Путинский шатдаун означает, что Европу, скорее всего, ждет очень холодная зима. И это еще не все. Европейская экономика, уже оправившаяся от последствий пандемии и войны на Украине, скорее всего, окажется на «грани рецессии», как пишет Wall Street Journal (WSJ). Как поясняет WSJ, экономика Европы долгое время зависела от производителей стали, химических веществ и автомобилей, то есть от всех энергоемких секторов. Из-за нехватки дешевого российского природного газа подорожала электроэнергия, в результате чего некоторые производства вынуждены закрыться или сократить рабочий день.
О европейских зимах ходят легенды, и в разные периоды истории они играли решающую роль. Путин и русские кое-что знают о том, как использовать холод перед лицом противников. Русские дети узнают о величайшей победе Советского Союза: остановке 30-миллионной гитлеровской армии и технологически превосходящей немецкой армии в пригороде Москвы зимой 1941 года.
Вернемся во время Второй мировой войны. В июне 1941 года немцы, завоевавшие Францию за шесть недель, вошли в Советский Союз. Они казались неудержимыми. К середине июля немцы продвинулись вглубь России на 400 миль и находились всего в 200 милях от Москвы. Но в конце октября 1941 года наступает русская зима. В ноябре немцы столкнутся с суровыми минусовыми температурами. Их снаряжение и солдаты были истощены сильным холодом, поскольку Советы, привыкшие к таким условиям, продолжали сражаться. Пока немецкие войска боролись с обморожением, Красная Армия перешла в зимнее контрнаступление и отвоевала значительные территории. При этом Вторая мировая война повернулась в пользу союзников, частью которых был Советский Союз.
Теперь Путин будет ждать и смотреть, как Европа пытается справиться с долгой зимой. В отличие от Индии, где здания редко оснащены кондиционерами или центральным отоплением, в западном мире газ необходим не только для работы автомобилей и промышленности, но и для центрального отопления, которое повсеместно присутствует в офисах и домах — их цивилизация выживает благодаря центральному отоплению. . Проведя зиму в Берлине, я до сих пор помню город, окутанный тьмой в 15:00, и дикий холод на улице. Большая часть Европы, за исключением нескольких стран, испытывает минусовые температуры по Цельсию, всего несколько часов солнечного света в день, сильные снегопады и частые метели.
Чтобы справиться с ограниченными поставками природного газа, европейские правительства стремятся сократить потребление газа. По приглашению своих правительств, европейцы только в августе сократили потребление ресурсов природного газа более чем на 10% (по сравнению с предыдущими годами). Но одно дело снизить спрос на тепло и электроэнергию в августе, и совсем другое – в середине зимы.
Однако военный ответ теперь исходит от украинцев. Как сообщают многие СМИ, российские войска отступают в Харьковскую область. На прошлой неделе BBC сообщила, что украинские силы за несколько дней отбили 3000 квадратных километров. BBC также сообщает, что Минобороны России подтвердило, что российские города снабжения Изюм и Купянск были переданы украинским силам.
Если так, то вполне возможно, что украинцы переворачивают страницу в этой войне. По мере приближения очередной европейской зимы, повторится ли история и одержит ли Россия военную победу над Украиной, а также выиграет газовую войну с континентом? Или Украина напишет новую главу в этой европейской саге о зимней войне? За 80 лет, прошедших после Второй мировой войны, в мире многое изменилось — Организация Объединенных Наций должна поддерживать мир, а современные технологии должны дать превосходящим военным личностям возможность доминировать в войнах. Очевидно, мы должны меньше зависеть от невозобновляемых природных ресурсов для нашего повседневного существования. Российско-украинская война, кажется, показывает обратное – что Организация Объединенных Наций не имеет значения и что победа в войне всегда зависит от боевого духа, а не только от превосходства снаряжения. В конечном счете, все может сводиться к тому, кто лучше всего выдержит холодную суровую зиму без природного газа — как в домах, так и на поле боя.
Автор является старшим советником Верховного суда.