«Тост за разрушителей», — говорит технический миллиардер Эдвард Нортон в фильме Райана Джонсона, номинированном на «Оскар», «Стеклянный лук: Тайна ножей».
Как насчет тоста? 95-я церемония вручения премии «Оскар» в воскресенье, 12 марта, не будет присуждать награду лучшему злодею, но если бы они это сделали, Майлз Брон, несомненно, выиграл бы. (Извиняюсь за облако «Нет».) Он мгновенно узнаваемый парень, которого мы хорошо знаем: провидец (или все так говорят), нарцисс в социальных сетях, самопровозглашенный разрушитель, который много говорит о «ломании вещей».
Майлз Брон — последний в длинной череде любимых голливудских злодеев: технарь. Глядя на север, в Силиконовую долину, киноиндустрия нашла, пожалуй, самый богатый ресурс антагонистов на большом экране со времен советской России.
Великие злодеи кино появляются не часто. Лучший фильм номинации «Лучший стрелок: Маверик», как и его предшественник, как раз и сражался с безликим врагом неустановленной национальности. Зачем расстраивать международных покупателей билетов, если «Том Круз против кого бы то ни было» отлично работает?
Но в последние годы этот технический брат стал появляться на киноэкранах как главный злодей Голливуда. Этот рост отражает растущие опасения по поводу растущего влияния технологий на нашу жизнь и растущий скептицизм по поводу не всегда альтруистических мотивов мужчин — а в основном именно мужчин — которые контролируют цифровые империи людей.
У нас был коварный генеральный директор Biosyn Genetics (Кэмпбелл Скотт) в «Мире Юрского периода: Доминион», франшизе, посвященной опасности чрезмерной технологии; повелитель биотехнологий Криса Хемсворта в «Голове-пауке»; и Марк Райланс, возможно, разрушающий Землю технический гуру в фильме 2021 года «Не смотри вверх».Социальная сеть«, как Лекс Лютор, брат технологий, в 2016 году»бэтмен против суперменаФармацевтический предприниматель Гарри Меллинга в «Старой гвардии» 2020-х годов; магнат видеоигр Тайки Вайтити, нарушающий правила, в «Свободном парне» 2021 года; генеральный директор поисковой системы Оскара Айзека в «Экс-машина”; и критический портрет сооснователя Apple в «Стив Джобс».
Детские фильмы также регулярно отражают опасения родителей по поводу влияния технологий на детей. В фильме 2021 года «Митчеллы против машин» недавно запущенный ИИ вызывает роботизированный апокалипсис. «Рон ошибся» (2021) также использовал метафору робота для обозначения зависимости от смартфона. И телесериалы так же агрессивно бросились драматизировать оплошности Big Tech. Среди недавних записей: Трэвис Каланик из Uber в программе Showtime «Super Pumped»; Элизабет Холмс из Theranos в фильме Hulu «Отсев»; и Адам и Ребекка Нойманн из WeWork в программе Apple TV «WeCrashed».
Некоторые из этих изображений можно объяснить завистью Голливуда к появлению еще одного калифорнийского эпицентра инноваций. Но эти миры давно слились. Многие из компаний, выпустивших эти фильмы, сами являются разрушителями — не более чем Netflix, дистрибьютор «Стеклянного лука». Стримера убедили выпустить продолжение Джонсона в кинотеатрах шире, чем любой предыдущий выпуск Netflix. По оценкам, фильм собрал около 15 миллионов долларов за олдскульные первые выходные, но руководители Netflix заявили, что не планируют делать такие показы в залах привычкой.
И это недоверие уходит глубже, чем любое соперничество между Голливудом и Силиконовой долиной. Недавний опрос Quinnipiac обнаружили, что 70% американцев считают, что социальные сети приносят больше вреда, чем пользы. Технологические лидеры, такие как Meta Chief Марк Цукерберг, иногда положительно относились только к 1 из 5 американцев.
Как персонажи, технические братья — потомки сумасшедшего ученого в толстовке с капюшоном — сформировали архетип: владыки вселенной, чья гордыня ведет к катастрофе, знатоки социальных сетей, которые не могут справиться со своими личными отношениями. Независимо от того, сбудутся ли их видения будущего или нет, мы все равно будем жить в их мире. Это злодеи, считающие себя героями.
«На мой взгляд, он действительно самый опасный человек», — говорит Райлэнс о своем Питере Ишеруэлле. «Он считает, что мы можем доминировать над выходом из любой проблемы, которую бросает нам природа. Я думаю, что это тот же тип мышления, который приводит нас к проблеме, в которой мы оказались сейчас, пытаясь доминировать над собой и над всей жизнью, с которой мы тесно связаны и зависимы.
«Стеклянный лук», номинированный на «Лучший адаптированный сценарий», представляет собой новую эскалацию насмешек со стороны технических магнатов. Чрезвычайно напористый генеральный директор Norton с именем, очень похожим на «Братан», чрезвычайно богат, могущественен и, учитывая, что он работает над новым источником энергии, опасен. Но Брон также, как в конечном итоге делает вывод Бенуа Блан Дэниела Крейга, идиот. — Тщеславный шут, — сказал Блан.
В фильме Джонсона брат-техник/брат-император действительно голый. Он просто утопает в лжи, обмане и куче нереальных слов вроде «предопределено» и «вдохновлено».
Несмотря на то, что Джонсон написал «Стеклянный лук» задолго до беспорядочного захвата Твиттера Илоном Маском, выход фильма, казалось, почти сверхъестественным образом совпал с этим. Генеральный директор Tesla и SpaceX был лишь одним из настоящих вдохновителей Джонсона, но некоторые восприняли Брона как прямую пародию на Маска. В широко читаемой ветке Twitter консервативный комментатор Бен Шапиро сказал, что Джонсон описал Маска как «плохого, глупого человека», что он назвал «невероятно глупой теорией, поскольку Маск — один из самых успешных предпринимателей в истории человечества». . : «Сколько ракет запустил Джонсон за последнее время?»
Сам Маск публично не комментировал «Стеклянный лук», но у него и раньше было много проблем с Голливудом, включая его изображения таких парней, как он. «Голливуд отказывается написать хоть одну историю о реальном корпоративном стартапе, генеральный директор которого не глуп и/или не злой», — написал Маск в Твиттере в прошлом году.
У Маска скоро будет собственный фильм. Оскароносный документалист Алекс Гибни недавно объявил, что работает над «Маском» в течение нескольких месяцев, что, как обещают продюсеры, предложит «окончательное и беспристрастное исследование» технологического предпринимателя.
В то же время, когда возникло суперзлодейское превосходство технического брата, некоторые фильмы стремились не высмеивать большие технологии, а впитывать часть бескрайних просторов цифрового мира. Фил Лорд, сопродюсер фильмов «Митчеллы против машин» и «Человек-паук: Через вселенные» с Кристофером Миллером, говорит, что Интернет сильно повлиял на их подход к кинопроизводству.
«Мы, традиционные СМИ, возможно, бессознательно реагируем на новые медиа, — говорит Лорд. «Мы все пытаемся понять, как жить в новом мире. Это меняет поведение людей. Это меняет то, как мы находим и переживаем любовь. Это меняет наш образ жизни. Конечно, истории, которые мы рассказываем, и то, как мы их рассказываем, также изменятся и отразят это. Into the Spider-Verse, безусловно, отражает наличие большого количества контента всех эпох в вашем мозгу одновременно.
Самый любимый фильм «Все, везде, все сразу» также отражает нашу многоэкранную жизнь, подвергшуюся бомбардировке СМИ. Сценаристы-режиссеры Дэниел Кван и Дэниел Шейнерт, чей фильм претендует на 11 премий «Оскар», говорят, что хотели направить суматоху и разбитое сердце в реальность везде, где такие технические магнаты, как Майлз Брон, внесли свой вклад.
«Причина, по которой мы сняли этот фильм, заключается в том, что современная жизнь такая, — объясняет Кван.
Так что даже несмотря на то, что Майлз Брон не поедет домой с Оскаром в воскресенье, он все же в некотором смысле выигрывает. Это его мир. Мы просто живем в нем.