Во вторник два российских истребителя перехватили беспилотник ВВС США MQ-9 Reaper, летевший над Черным морем. Самолеты сбили беспилотник в международных водах, спровоцировав гонку между Вашингтоном и Москвой за возвращение беспилотника — соревнование, которое потенциально может распространиться на глубины Черного моря.
MQ-9, универсальная рабочая лошадка для вооруженных сил США, вероятно, сообщал о морской деятельности России, связанной с войной на Украине, когда столкнулся с российскими двухмоторными Су-27. Генерал ВВС Джеймс Б. Хекер сказал в заявление что российский самолет выполнял «небезопасные и непрофессиональные» маневры, в том числе сливал топливо на беспилотный самолет стоимостью 12 миллионов долларов и летел близко перед ним.
Реклама
Когда Россия оспорила американскую версию событий, правительство США с поразительной быстротой рассекретило видеозапись, снятая Жнецом на котором видно, как один из самолетов распыляет топливо, направляясь к дрону. В конце концов, по данным Пентагона, один из российских самолетов вошел в контакт с четырехлопастным винтом, приводившим в движение беспилотник сзади, отломив лопасть винта и в результате чего MQ-9 врезался в воду.
На следующий день директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил, что Москва имела возможность восстановиться остатки MQ-9. Но генерал армии США Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, предложил в пресс-конференция в среду что осталось бы малоинтересным для русских найти.
«Что касается потери любой конфиденциальной информации… мы приняли смягчающие меры, поэтому мы абсолютно уверены, что все, что имело ценность, больше не имеет ценности», — сказал Милли. Это может означать, что у американских военных есть возможность дистанционно вывести из строя или уничтожить некоторые технологии беспилотника.
Реклама
Стандартный MQ-9 Reaper оснащен так называемой мультиспектральной системой наведения. Сюда входит ряд визуальных датчиков, в частности инфракрасный (ИК) датчик и электрооптический (ЭО) датчик, который состоит из датчика цвета и монохромной телевизионной камеры дневного света. Изображения с трех типов камер на этих двух сенсорах можно просматривать как видеопоток. Беспилотник также имеет небольшой радар Lynx для обнаружения движений и действий на земле. Кроме того, у Reaper есть другие несущие оборудование конструкции, называемые пилонами. В зависимости от миссии они могут поддерживать дополнительные датчики или даже бомбы и ракеты.
Но «этот MQ-9 был безоружен; на нем были только датчики», — говорит Дэвид Дептула, генерал-лейтенант ВВС в отставке и бывший заместитель начальника штаба по разведке, наблюдению и рекогносцировке.
Даже без оружия на борту MQ-9 мог, по крайней мере, изначально нести технологии, которые вознаградят усилия России по восстановлению. «Ценность, которую Россия может извлечь из восстановления, зависит от того, что перевозится на самолете», — сказал Дептула. «Если бы на борту был какой-то уникальный датчик, это было бы одно. Они могли бы подобрать что-то, с чем раньше не сталкивались, чтобы добывать его технологию. Но если бы он был настроен на номинальный режим, со своим стандартным Датчик полезной нагрузки EO/IR и радар Lynx, то не будет значительных потерь, если русские вернут его», — добавляет он.
Реклама
Это не первая потенциальная потеря технологии MQ-9 со стороны Министерства обороны США. В 2017 году Жнец был расстрелян в Йемене. В 2019 году ракета сбил MQ-9 в Ливии. Был и другой потери на Сирии в 2020 году. «Части MQ-9 использовались и распространялись в других местах в предыдущие годы», — говорит Дептула.
И Министерство обороны все еще может попытаться вернуть беспилотник, сбитый в этом месяце. «Мы оцениваем варианты», — заявил представитель Пентагона Бриг. Генерал Пэт Райдер во время пресс-брифинга в четверг.
Милли сказал, что правительство США точно знает, где в Черном море приземлился MQ-9. «Вероятно, это [at a depth of] около 4000 или 5000 футов воды, что-то в этом роде», — сказал генерал. «Поэтому любая спасательная операция на такой глубине никому не по силам». Когда в прошлом году американские военные потеряли ударный истребитель F-35 в Южно-Китайском море, потребовалось пять недель, чтобы поднять его с глубины 12 400 футов.
Реклама
Потенциальные варианты спасения MQ-9, вероятно, включают планы, разработанные руководителем водолазных работ и спасательных работ в Отделе морской инженерии ВМФ. Этот офис курирует склад, полный оборудования для глубоководной добычи, включая семейство автономных и дистанционно управляемых транспортных средств, а также переносную подъемную систему. Эти машины работают вместе, чтобы найти обломки и поднять их на глубину в тысячи футов.
Но это громоздкое оборудование вместе с подрядчиками, обученными выполнять миссии от имени правительства США, базируется в Ларго, штат Мэриленд, вдали от останков сбитого дрона. Если Соединенные Штаты предпримут миссию по восстановлению, то только на то, чтобы добраться туда, уйдет много времени. Военные должны сначала нанять коммерческое судно в Черном море для размещения оборудования, которое необходимо будет временно приварить к палубе корабля. Тогда потребуется больше времени, чтобы охотиться и поднимать обломки. Другими словами, в ближайшее время восстановление экономики США не произойдет.
Что касается России, то мало что известно о ее возможностях глубоководного восстановления. Но такая миссия, скорее всего, будет включать в себя протаскивание 36-футового самолета весом 4900 фунтов через тысячи футов воды, если он все еще цел. Если он разбился при падении в воду, для его восстановления потребуется прочесать морское дно в поисках частей, разбросанных по площади в несколько квадратных миль. Это не маленький подвиг ни для кого.