Действия западного альянса в то время, как предположил Путин, ничем не отличались от того, что его силы пытались сделать сейчас, пытаясь обеспечить независимость двух прокремлевских сепаратистских образований в восточном регионе Украины, известном как Донбасс. «Очень многие западные государства признали [Kosovo] как независимое государство, Путин сказал Гутерришу. «То же самое мы сделали в отношении республик Донбасса».
Есть много причин, чтобы посмеяться над этой аналогиейв частности потому, что Россия до сих пор не признает независимость Косово и яростно осудил войну НАТО против своего сербского союзника. Авиаудары НАТО привели к жертвам среди сербского гражданского населения, но они также помогли предотвратить новые волны насильственных этнических чисток на Балканах и стабилизировать кризис, который уже унес тысячи жизней и сотни тысяч перемещенных лиц. Путинское вторжение тем временем определяется риторикой Кремля о геноциде, а также яркими сообщениями о зверствах, совершенных российскими войсками. Это вынудило миллионы украинцев покинуть свои дома.
Президент Косово Вьоса Османи видит совершенно другую параллель. Победа косовских боевиков над режимом тогдашнего президента Сербии Слободана Милошевича при содействии НАТО стала частью более широкой борьбы за права человека, верховенство закона и демократические принципы. «Двадцать три года назад эти ценности были поставлены на карту в Косово и за его пределами», — сказал мне Османи в интервью в четверг в Вашингтоне. «Двадцать три года спустя то же самое, эти ценности поставлены на карту в Украине.
Кампания России в Украине не заслуживает налета международной легитимности. Это просто отражает, по словам Османи, «имперские и болезненные наклонности» российского президента.
«Независимая, суверенная и свободная 🇽🇰 — это необратимая реальность, которую вы помогли создать. Мы будем работать с 🇺🇸 и другими союзниками, чтобы обеспечить укрепление международных позиций 🇽🇰 и занять заслуженное место в еврозоне. -Атлантическое сообщество». 3/3 pic.twitter.com/ebssCvSAOw
— Вьоса Османи (@VjosaOsmaniPRKS) 27 июля 2022 г.
На прошлой неделе Османи был в Вашингтоне с премьер-министром своей страны Альбином Курти. Они встретились с госсекретарем Энтони Блинкеном и подписали историческое инвестиционное соглашение с корпорацией «Вызовы тысячелетия», правительственной организацией США, которая выделил 237 миллионов долларов на финансирование для энергетической инфраструктуры Косово.
Но в беседе с Today’s WorldView Османи также предупредил о более серьезных опасностях, с которыми сталкивается его регион, где российское влияние исторически играло огромную роль.
«Цель Путина — распространить конфликт на другие части мира», — сказала она. «Поскольку его целью всегда была дестабилизация Европы, можно было бы ожидать, что одной из его целей будут Западные Балканы».
Только в эти выходные Вспыхивает напряженность между Косово и Сербией. Этнические сербы в муниципалитетах на севере Косово заблокировали дороги и столкнулись с полицейскими отрядами в ответ на решение косовских властей потребовать, чтобы автомобили, въезжающие из Сербии, заменили свои номерные знаки номерами из Косово; реверс требуется для автомобилей из Косово, въезжающих в Сербию.
Бюрократический спор противоречил гораздо большей напряженности, кипящей внизу. Высокопоставленные чиновники ведут словесную войну. Курти обвинил президента Сербии Александра Вучича в подстрекательстве к насилию. Вучич сказал, что обе стороны «никогда не были в более сложной ситуации, чем сегодня», но тем не менее поклялся Сербии в победе. Небольшая миссия НАТО в Косово сочла необходимым выступить с заявлением, заявив, что «готова вмешаться, если стабильность окажется под угрозой».
Ситуация в Боснии также вызывает непосредственную озабоченность, чья сложная политическая структура, которая объединила ее этническое боснийское, хорватское и сербское население, выглядит еще более шаткой, чем когда-либо. Аналитики считают, что Милорад Додик, лидер полуавтономной сербской республики в составе боснийской федерации, настаивает на более резком разделении, которое может спровоцировать дальнейшие волнения в регионе. Его усилия находят тесную поддержку в Москве и Белграде.
Ведь Сербия — исторический союзник России и, по словам Османи, «благодатная почва» для операций влияния Путина. В то время как большинство европейских лидеров применяли враждебные меры против Кремля, Вучич этого не делал. Он отказался присоединиться к санкционному режиму ЕС против России. Этим летом она подписала выгодное газовое соглашение с Москвой, в то время как остальная часть континента пытается отказаться от экспорта энергоносителей из России. А поскольку его собственный националистический режим привел к эрозии сербской демократии и растущие опасения по поводу свободы прессыВучич также разрешил российским государственным пропагандистским командам продолжать работать в Сербии. Они играют важную роль в усиливает поляризацию в регионе.
Аналитики указывают на более широкое недомогание. «Вместо видения присоединения к мирной и процветающей Европе растет ощущение застоя, в котором исторические обиды и незавершенные дела каждой страны тлеют как вечные черты избирательных кампаний и триггеры потенциального конфликта». принял к сведению недавний отчет Международной кризисной группы. «Лидеры разжигают разжигающую рознь риторику, пытаясь отвлечь внимание от вялой экономики, низкого уровня жизни, коррупции и кумовства».
Президент Сербии Вучич, выступая сегодня вечером по Косово:
«Мы будем просить мира, но я говорю вам прямо сейчас: капитуляции не будет, и Сербия победит. Если они попытаются начать преследовать сербов, запугивать сербов, убивать сербов, Сербия победит!» pic.twitter.com/dgeJmcyteQ
— Вышеградская 24 (@visegrad24) 31 июля 2022 г.
Османи считает поведение Вучича поведением автократа, которого нельзя успокаивать. Помимо территориальных претензий Сербии в Косово, она указывает на причастность Белграда к нестабильности, вызванной в Боснии, а также на предполагаемую прокремлевскую попытку спровоцировать переворот в Черногории в 2016 году, чтобы предотвратить ее вступление в НАТО (эта попытка провалилась, и некоторые из его предполагаемые главари были заключены в тюрьму). Настойчивое видение «Великой Сербии» движет движением Вучича.
В воскресенье член правящей партии в сербском парламенте даже твитнул что Сербию также могут «вынудить начать денацификацию Балкан», ссылаясь на то же неверное толкование, которым Путин оправдывал свое вторжение в Украину. Вучич «рассматривает наши страны как временные страны и пытается отрицать само наше существование», — сказал Османи. Именно так Путин смотрит на Украину, Молдову и другие страны. Это точно такая же стратегия.
Сербия, в отличие от России, является кандидатом в члены Евросоюза и занимает более сложное положение в Европе. Но новая геополитика, вызванная российским вторжением в Украину, загнала Вучича в угол.
«Они выбрали свой путь», — сказал Османи. «Прямо сейчас путь Путина и путь Европейского Союза — это два разных пути, и никогда они не были так далеки друг от друга, и вы не можете идти по обоим.
«Когда у вас есть сосед, который выбирает неправильную сторону истории в это очень трудное время для Европы и за ее пределами, это причиняет боль и остальным из нас».
Между тем Косово знает, в каком направлении оно хочет двигаться, но впереди у него сложный путь. Ему не хватает признания ООН; Право вето России в Совете Безопасности остается фундаментальным препятствием; и значительная часть международного сообщества еще не признала ее статус суверенной и независимой нации, включая пять стран, входящих в Европейский союз.
Османи считает, что это может измениться в нынешних условиях, поскольку война на Украине также придала импульс «евроатлантической интеграции» Косово. Она упомянула впечатляющие предложения Финляндии и Швеции о членстве в НАТО.
«Как мы все знаем, быть в безопасности — значит быть в НАТО», — сказал Османи, призвав государства-члены альянса «инициировать ускоренные меры… чтобы также приветствовать Косово и Боснию в альянсе НАТО».
Ранее в этом году Европейский Союз также ускорил процесс предоставления Украине статуса кандидата в знак восхищения континента украинской борьбой. Некоторые критики на Западных Балканах опасались, что это только еще больше отсрочит застопорившиеся предложения о членстве от их собственных стран.
Но Османи не согласен. «Слишком долго мы чувствовали и слышали усталость от расширения в Европейском Союзе», — сказала она. «Открытость Европейского Союза по отношению к Украине изменила ситуацию таким образом, что ЕС, наконец, рассматривает процесс расширения как геостратегический, а не бюрократический процесс».
И каким должно быть это стратегическое видение?
«Целая, свободная и мирная Европа невозможна без Западных Балкан», — сказал Османи.