Менее чем через месяц почти всем компаниям Евросоюза запретят покупать морские грузы из России — попытка блока 27 наказать Кремль за вторжение в Украина.
Полное влияние ограничений станет ясно только после того, как меры вступят в силу, но широко распространены слухи о том, что экспорт российской нефти — один из крупнейших в мире — сократится.
Эта неопределенность побудила как минимум девять трейдеров и переработчиков в Азии и Европе попытаться сохранить или увеличить то, что они получают с Ближнего Востока по так называемым фьючерсным контрактам. Официальные лица в Азии говорят, что их требования были выполнены. Но поскольку Саудовская Аравия и другие производители в регионе обещают сократить производство, нет никаких гарантий, что каждому покупателю так повезет.
«Большинство азиатских нефтеперерабатывающих заводов, в том числе наша компания, стараются поддерживать объем ближневосточной нефти на прежнем уровне, а некоторые могут даже немного увеличить», — заявил по телефону представитель Formosa Petrochemical Corp Лин Кех-Йен. из Тайваня. «Если европейские страны начнут добывать нефть с Ближнего Востока, на спотовом рынке будет больше конкуренции».
Это может означать усиление конкуренции за разовые грузы из США, Северного моря и даже Персидского залива.
В дополнение к запрету на импорт в Европу ЕС также обязался запретить предоставление страховых услуг, брокерских услуг и доставки в любую точку мира, если рассматриваемая нефть не закупается в рамках программы ограничения цен. Фактический уровень этого потолка еще не определен Группой семи промышленно развитых стран, что создает еще один уровень неопределенности.
Нефть выросла более чем на 25% в этом году, несмотря на то, что президент США Джо Байден наблюдал за историческим изъятием 180 миллионов баррелей из Стратегического нефтяного резерва США.
Не все создает у переработчиков чувство срочности. Перспективы спроса неутешительны из-за давления рецессии и продолжающихся блокировок вируса в Китай.
С уменьшением объемов российской нефти, направляемой в Атлантический бассейн, Европа сблизилась с Азией как с основным пунктом назначения американских баррелей.
В то же время грузы из Северного моря и Казахстана также все чаще забирают европейцы, оставляя меньше возможностей для азиатских переработчиков, которые отказались от российских бочек.
По словам трейдеров, принимавших участие в переговорах, по крайней мере пять нефтеперерабатывающих заводов и трейдеров в Азии согласились увеличить или сохранить свои поставки сырой нефти с Ближнего Востока в 2023 году, заключив так называемые форвардные переговоры. В Европе люди на четырех НПЗ сказали то же самое, отметив при этом, что конечный результат будет зависеть от доступности.
Корейская национальная нефтяная корпорация В следующем году компания продала фьючерсы на флагманскую нефть ОАЭ, Мурбан, с надбавкой более чем на 20 центов за баррель к ее официальной цене продажи европейскому трейдеру в рамках тендера, заявили трейдеры. По их словам, это примерно на 10 центов за баррель больше, чем в прошлом году.
По словам Линена, хотя существуют ограничения на то, насколько общий объем может быть увеличен с Ближнего Востока, дополнительный объем может поступать из Объединенных Арабских Эмиратов и нейтральной зоны, разделяемой Кувейтом и Саудовской Аравией. Тем не менее, по его словам, может быть потолок того, что производители из Персидского залива могут поставить, особенно с учетом того, что некоторые заводы начинают работу в регионе Персидского залива.