ВАШИНГТОН. Новая морская доктрина России сигнализирует о ее намерении бросить вызов Соединенным Штатам и их союзникам на море, но есть скептицизм в отношении способности страны создать флот, способный сделать это, учитывая ее ограниченные возможности для верфей и ослабленные цепочки поставок, говорят аналитики.
В центре нового документа, обнародованного 31 июля, — заявление Кремля о том, что США и НАТО входят в число «главных вызовов и угроз национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации» в отношении морей. Это также указывает на то, что Россия переориентирует свои приоритеты Северного флота и Северной Атлантики на Тихоокеанский флот. Трой Буффардиректор Центра арктической безопасности и устойчивости Университета Аляски в Фэрбенксе.
«Теперь из четырех [fleets]Тихоокеанскому флоту суждено стать главной военно-морской силой России», — сказал он. «Этим предлагаемым мирным поворотом Россия стратегически сообщает о своем намерении бросить вызов западным и азиатским военно-морским силам, включая Китай, и конкурировать с ними».
С учетом этого доктрина считает судостроительные возможности страны главным приоритетом.
«Наличие независимого от внешних догадок современного судостроительного комплекса является одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и ее устойчивого социально-экономического развития», — говорится в документе. английский перевод опубликовано онлайн Bouffard.
Но Буффар и два аналитика из Центра военно-морского анализа рассказали Breaking Defense, что судостроительные амбиции России, особенно формулировка планов страны по строительству авианосцев, сразу же вызвали удивление.
«Самые крупные верфи, те, кто мог строить такие корабли, были в Украине в советское время», — сказал он. Дмитрий Горенбург, главный исследователь CNA, финансируемого из федерального бюджета научно-исследовательского центра в США. «В зависимости от того, как будет развиваться война, если предположить, что они на самом деле не захватят Николаев, что на данный момент кажется маловероятным, им придется где-то построить новую верфь».
В порту Николаева, расположенном к северо-востоку от Одессы, был построен «Москва», ранний русский военный корабль, названный в честь столицы страны и потопленный украинскими военными в апреле. Портовый город также является местом, где был затоплен флагманский фрегат Украины «Гетман Сагайдачный», чтобы не допустить его захвата русскими.
Горенбург предположил, что российский Дальний Восток может представлять интерес для новой верфи, учитывая большие площади, а также потенциал для «синергии с Китаем», но добавил, что это неясно, исходя из новой доктрины, каковы были намерения Кремля. Возможно.
«Но опять же, прежде чем вы сможете построить корабль, вы должны построить большой сухой док. Это займет много времени», — добавил он.
Горенбург также сказал, что даже до того, как западные страны начали вводить жесткие санкции против России за ее вторжение в Украину, Россия изо всех сил пыталась строить надводные корабли. В качестве примера он привел задержки в производстве фрегатов класса «Адмирал Горшков».
По его словам, санкции, которые ограничивают многие передовые компоненты, необходимые для строительства военных кораблей, «только усугубят ситуацию».
Буффар, аналитик Университета Аляски, поддержал мнение Горенбурга, добавив, что новая доктрина Москвы «слишком амбициозна» и что морские инвестиции России на протяжении более десяти лет разваливаются. .
«С санкциями очень сложно представить, как Россия сможет достичь новых целей, особенно в отношении авианосцев и беспилотных кораблей», — сказал он.
Интерес России к беспилотным военно-морским технологиям
Так же, как США, Китай и другие страны, традиционные боевые корабли являются лишь частью будущего флота, который хочет построить Россия. Еще один Элементом, который страна считает важным, являются беспилотные подводные и надводные аппараты для повышения ее «ситуационной осведомленности», сказал Сэмюэл Бендеттакже исследователь НАК, специализирующийся на России и ее военных технологиях.
«Россияне видят в развитии беспилотных систем ключ к улучшению своего положения. [and] информационная осведомленность в огромном мировом океане в то время, когда возможна конфронтация с Соединенными Штатами и НАТО», — сказал он.
В новой российской доктрине беспилотные и роботизированные технологии упоминаются как важные как для ее военно-морского флота, так и для проведения морских исследований и защиты морских объектов.
В отличие от авианосцев, для строительства беспилотных кораблей не требуется крупной инфраструктуры, а это значит, что русским будет легче их строить. Перед войной на Украине российские военные заявляли, что ведутся как минимум 17 морских беспилотных проектов, что свидетельствует о том, что российские компании также сосредоточены на технологиях.
3/ Ключевым приоритетом является разработка морских робототехнических комплексов и систем. До войны на Украине у России было не менее 17 различных проектов USV/UUV, направленных на морские исследования и разведку на разных глубинах, некоторые из которых имели военное применение. pic.twitter.com/a3xuHWM7Uv
— Сэмюэл Бендетт (@SamBendett) 1 августа 2022 г.
Исторические подводные лодки страны для усиления вооруженных сил привели к тому, что она лучше разработала беспилотные подводные аппараты, а не надводные корабли, но она не смогла внедрить их в «массовых масштабах», как Бендетт сказал, что ранее Москва надеялась. Бендетт назвал усилия по производству USV в России «все еще неустойчивыми».
По словам Бендетта, российский флот ранее импортировал французский USV, но в конечном итоге отказался от этой технологии из-за жалоб моряков.
Учитывая состояние международных санкций, если внутренние поставки беспилотных автомобилей в стране окажутся недостаточными, импорт технологий из Франции или других европейских стран в настоящее время, вероятно, не вариант для России.
«Современный военно-морской потенциал в значительной степени зависит от сложных технологий — специализированных технологий, которых России не хватает и к которым она не имеет доступа из-за целенаправленных санкций», — сказал Буффар. «По крайней мере, прогресс будет значительно отброшен назад, поскольку Россия вряд ли примет что-либо, кроме законно продвинутых разработок».
Бендетт также сказал, что неясно, сколько из этих 17 проектов успешно продвигаются или просто потерпели неудачу, но ясно то, что Россия считает эту технологию необходимой для продвижения своей позиции в качестве глобального морского игрока.
«Сейчас действительно есть заявления о [unmanned technology] в морской доктрине. Так что для компаний, работающих над «беспилотными автомобилями», сказал он, «это сигнал к тому, что они должны либо обратить внимание на то, что говорит правительство, либо больше инвестировать, либо, наконец, добиться результатов».