Верховный суд России фактически запретил ЛГБТК+-активизм в знаковом постановлении — GV Wire

ТАЛЛИНН, Эстония — В четверг Верховный суд России фактически запретил ЛГБТК+-активизм, что является самой радикальной мерой против защитников прав геев, лесбиянок и трансгендеров во все более консервативной стране.

В ответ на жалобу, поданную Министерством юстиции, суд назвал действующее в России «движение ЛГБТК+» экстремистской организацией и запретил его.

Этот шаг является последним шагом за десятилетие подавления прав ЛГБТК+ в России при президенте Владимире Путине, который в течение 24 лет своего пребывания у власти делал упор на «традиционные семейные ценности».

Закрытое слушание в четверг длилось четыре часа. Никого, кроме сотрудников Министерства юстиции, не пустили внутрь, и обвиняемых не было. В зал суда для оглашения приговора журналистов привел лишь судья Олег Нефедов, который был в маске, видимо, по состоянию здоровья.

Дело было закрыто, и министерство не представило никаких доказательств, заявив лишь, что власти выявили «признаки и проявления экстремистского характера» в движении, которое оно пытается запретить, включая «возбуждение социальной и религиозной розни».

Последствия решения

Многие правозащитники отмечают, что иск был подан против движения, которое не является официальной организацией, и что, согласно его широкому и расплывчатому определению, российские власти могут репрессировать любого человека или группу, нарушившую его часть.

«На практике может случиться так, что российские власти, имея на руках это решение суда, применят (постановление) к ЛГБТК+-инициативам, действующим в России, считая их частью этого гражданского движения», — заявил правозащитник Макс Оленичев. юрист, работающий с российским ЛГБТК+-сообществом, с которым связались перед вынесением приговора.

Иск направлен против активистов и фактически запрещает любую организованную деятельность по защите прав ЛГБТК+, добавил Оленичев.

Несколько российских независимых СМИ и правозащитных групп добавили радужные символы к своим логотипам в социальных сетях в знак солидарности с сообществом ЛГБТК+.

Amnesty International назвала это решение «позорным и абсурдным», предупредив, что оно может привести к полному запрету организаций ЛГБТК+, нарушить свободу ассоциаций, выражения мнений и мирных собраний, а также привести к дискриминации.

«Это затронет бесчисленное количество людей, и его последствия могут быть просто катастрофическими», — сказала Мари Струтерс, директор группы по Восточной Европе и Центральной Азии.

Представитель Русской православной церкви приветствовал этот шаг, заявив официальному агентству РИА Новости, что это «форма моральной самозащиты общества» перед лицом усилий по устранению «христианской идеи брака и семьи». в публичной и правовой сфере». ».

Министерство юстиции не предоставило комментариев.

Реакция активистов

Накануне вынесения решения известные российские правозащитные организации подали в суд документ, в котором назвали судебный процесс «антизаконным», дискриминационным и нарушающим конституцию и международные договоры по правам человека, подписанные Москвой. Некоторые активисты ЛГБТК+ заявили, что пытались стать стороной иска, но суд им отказал.

«Мы пытались найти в этом абсурде юридическую логику», — сказал Игорь Кочетков, правозащитник и основатель российской группы по защите прав ЛГБТ.

«Мы попытались апеллировать к здравому смыслу Верховного суда и сказать: «Послушайте, вот я человек, который много лет занимается ЛГБТ-активизмом, продвигая эти идеи – идеи прав человека, заметьте – и этот иск касается меня», — сказал он AP.

«Они не хотят суда», — добавил Кочетков. «Они не хотят решать эту проблему. Это политический заказ, и они ему следуют. По большому счету, это конец любой формы правосудия в России».

Предыдущее законодательство

В 2013 году Кремль принял первый закон, ограничивающий права ЛГБТК+, известный как закон о «гей-пропаганде», запрещающий публичную поддержку «нетрадиционных сексуальных отношений» между несовершеннолетними. В 2020 году конституционные реформы, навязанные Путиным для продления его правления еще на два срока, также включали положение, запрещающее однополые браки.

После отправки войск на Украину в 2022 году Кремль активизировал кампанию против того, что он назвал «деградацией» влияния Запада, что правозащитники расценили как попытку легитимизировать войну. В том же году власти приняли закон, запрещающий пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» между взрослыми, а также запрещающую любую публичную поддержку ЛГБТК+.

Еще один закон, принятый в этом году, запрещает процедуры гендерного перехода и гендерно-подтверждающий уход за трансгендерами. Законодательство запрещает любое «медицинское вмешательство, направленное на изменение пола человека», а также смену пола в официальных документах и ​​публичных записях. Он также внес поправки в Семейный кодекс России, включив смену пола в качестве основания для расторжения брака и добавив тех, кто «сменил пол», в список людей, которые не могут стать приемными родителями или усыновителями.

«Неужели мы хотим иметь здесь, в нашей стране, в России, «родителя №1, №2, №3» вместо «мамы» и «папы»? — заявил Путин в сентябре 2022 года. — Действительно ли мы хотим, чтобы в наших школах, начиная с начальной школы, были навязаны извращения, ведущие к деградации и вымиранию?

Власти отвергают обвинения в дискриминации ЛГБТК+. Ранее в этом месяце российские СМИ процитировали заместителя министра юстиции Андрея Логинова, заявившего, что «права ЛГБТ в России защищены» юридически. Он представил доклад о ситуации с правами человека в России Совету ООН по правам человека в Женеве, заявив, что «ограничение публичного проявления нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений не является формой цензуры против них».

Будущие последствия

Оленичев заявил, что решение Верховного суда вводит ряд ограничений, таких как участие в экстремистских организациях, оказание им помощи или финансирование; публично использовать определенные логотипы и связанные с ними символы; или публично одобряя идеи, которые они пропагандируют. Но даже если запрет на осуществление деятельности экстремистской организации, наложенный судом, вступит в силу немедленно, эти ограничения вступят в силу через 30 дней после вынесения решения, если обвиняемый не подаст апелляцию.

Точная природа этих ограничений – в том числе, какие символы будут запрещены – остается неясной, поскольку дело засекречено и станет очевидным только в первых судебных исках против активистов, добавил Оленичев, хотя их нарушение подвергает людей риску судебного преследования и возможного преследования. обвинение. тюремные сроки.

По его словам, это, скорее всего, приведет к уменьшению юридической, психологической и другой помощи и поддержки, оказываемой ЛГБТК+ людям в России правозащитными группами и популярными инициативами, а также сделает само сообщество и его потребности менее заметными.

«Власти делают все, чтобы ЛГБТ-повестка исчезла с общественного пространства», — добавил он.

Многие люди рассмотрят возможность покинуть Россию до того, как их преследуют, как единственный вариант, сказала Ольга Баранова, директор Московского общественного центра ЛГБТ+-инициатив.

«Нам ясно, что они в очередной раз представляют нас как внутреннего врага, чтобы отвлечь внимание от всех других проблем, которыми изобилует Россия», — сказала Баранова агентству AP.

Другие полны решимости остаться и продолжить работу с сообществом ЛГБТК+.

Даша Яковлева сказала, что Feminitive, женская группа, соучредителем которой она является, является единственной группой в дальнезападной Калининградской области России, которая, помимо защиты прав женщин, в настоящее время предлагает поддержку ЛГБТК+ людей и будет «искать пути» для продолжения.

Она рассказала AP, что видит ценность в том, чтобы помочь ЛГБТК+ людям реализовать свои права.

«Поскольку наше государство не намерено этого делать, долг нашего гражданского общества — попытаться быть островком безопасности, обороны, связи с международным сообществом», — сказала Яковлева.

cristiano mbappe