Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступил в защиту встречи с российским олигархом, работавшим в КГБ, заявив, что, «насколько мне известно», на встрече в 2018 году не обсуждались никакие правительственные дела.
Джонсон, ушедший в отставку с поста лидера Консервативной партии 7 июля после нескольких месяцев скандалов по поводу этики, сталкивается с вопросами, связанными с его отношениями с уроженцем России владельцем газеты Евгением Лебедевым и его отцом Александром. Пожилой мужчина — бизнесмен времен холодной войны, офицер КГБ, на которого Канада наложила санкции за предполагаемую роль во вторжении России в Украину.
В апреле 2018 года Джонсон посетил вечеринку в итальянском особняке Евгения Лебедева, на которой также присутствовал Александр Лебедев. Джонсона, который в то время был министром иностранных дел Великобритании, не сопровождал ни один чиновник.
Это событие произошло, когда Джонсон вернулся с заседания НАТО, и через несколько недель после того, как бывший российский шпион Сергей Скрипаль и его дочь Юлия были отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок» в английском городе Солсбери. Также заболели полицейский и двое местных жителей, одна из которых, Дон Стерджесс, скончалась.
Великобритания обвиняет российскую службу безопасности ГРУ в теракте в Солсбери, но Москва это обвинение отрицает.
Джонсон сказала комитету высокопоставленных законодателей, что ее встреча с Александром Лебедевым «не была официальной встречей и не была чем-то заранее подготовленным». Он сказал, что для высокопоставленного британского дипломата нормально посещать «частное и общественное мероприятие» без официальных лиц или сотрудников службы безопасности.
В письме, опубликованном парламентским комитетом по связям во вторник, он сказал, что «насколько мне известно, на партии не обсуждались никакие правительственные дела».
Анжела Рейнер, заместитель лидера оппозиционной Лейбористской партии, заявила, что «диковинное заявление Джонсона вызывает больше вопросов, чем дает ответов».
Она сказала, что Джонсон «похоже, до сих пор не помнит, обсуждал ли он правительственные дела или нет. Это письмо предполагает, что премьер-министру есть что скрывать.
Евгений Лебедев владеет британскими газетами Evening Standard и Independent. В 2020 году Джонсону был присвоен дворянский титул — лорд Сибири Лебедев — и место в Палате лордов парламента. Британские СМИ сообщили, что британские спецслужбы выразили обеспокоенность по поводу назначения.
После вторжения России в Украину в феврале правительство Джонсона наложило санкции на сотни богатых россиян и приняло меры по борьбе с отмыванием денег на лондонских рынках недвижимости и финансовых рынках.
Оппозиционные политики и борцы с коррупцией говорят, что тори Джонсона годами позволяли нечестно заработанным деньгам течь в британскую собственность, банки и предприятия, превращая Лондон в «прачечную» для грязных денег.