Блинкен сопротивляется давлению с требованием объявить Россию террористической державой

ВАШИНГТОН. Сенат США единогласно поддерживает его. То же самое касается спикера палаты представителей Нэнси Пелоси, а также президента Украины Владимира Зеленского и украинского парламента.

Но госсекретарь Энтони Дж. Блинкен не так уверен.

В течение нескольких недель на г-на Блинкена нарастало давление с целью официально объявить Россию государством-спонсором терроризма, что в настоящее время зарезервировано за Северной Кореей, Сирией, Кубой и Ираном. Но, несмотря на эмоциональную привлекательность, г-н Блинкен сопротивляется шагу, который может заставить его ввести санкции против союзников США, ведущих дела с Россией, и может задушить последние остатки дипломатии между Вашингтоном и Москвой.

На фоне возмущения жестокой военной кампанией России на Украине Сенат США в среду единогласно одобрил не имеющую обязательной силы резолюцию, призывающую Блинкена назвать Россию спонсором террористических актов на Украине, а также в Чечне, Грузии и Сирии, в результате которых в «смерти бесчисленного количества невинных мужчин, женщин и детей».

«Для меня Путин сейчас сидит во главе государственного террористического аппарата», — заявил журналистам после голосования сенатор Линдси Грэм, республиканец от Южной Каролины и соавтор резолюции. Он сказал, что санкции, которые уже были введены против России, «были эффективными, но нам нужно сделать больше».

В этом месяце г-н Грэм и сенатор Ричард Блюменталь, демократ от Коннектикута, посетил господин Зеленский в Киеве и вручил ему копию своего постановления в рамке.

Но г-н Блинкен ответил уклончиво, когда его спросили об этом в четверг, вторя другим чиновникам Госдепартамента и Белого дома. Любое решение должно быть основано на существующих юридических определениях, сказал он, предположив, что это спорный вопрос, поскольку Россия уже находится под многочисленными санкциями.

«Издержки, которые были возложены на Россию нами и другими странами, полностью соответствуют последствиям, которые вытекают из того, что она будет признана государством-спонсором терроризма», — заявил Блинкен на пресс-конференции. «Таким образом, практические результаты того, что мы делаем, одинаковы».

Однако руку мистера Блинкена можно заставить. В то время как резолюция Сената была всего лишь призывом к действию без юридической силы, группа демократов в Палате представителей в четверг подал новую меру который, если он будет принят Конгрессом и станет законом, положит конец руководству Госдепартамента и добавит Россию в список спонсоров терроризма США.

Если Государственный департамент сделает вывод о том, что Россия является государством, спонсирующим терроризм — чиновники агентства называют это «ядерным вариантом», — это приведет к новым санкциям в отношении испытывающей трудности российской экономики, включая санкции против стран, которые ведут дела с Москвой. Это также устранит традиционные правовые барьеры, мешающие отдельным лицам предъявлять иски против иностранных правительств о возмещении ущерба, включая, возможно, семьи американских добровольцев, убитых или раненых в боях с Россией на Украине.

По словам аналитиков, это может разорвать раз и навсегда ограниченные дипломатические отношения администрации Байдена с Москвой, которые, по словам г-на Блинкена, важно сохранить.

Напоминая об этой динамике, г-н Блинкен говорил в четверг по телефону со своим российским коллегой Сергеем В. Лавровым и настаивал на том, чтобы он принял предложение об освобождении двух американцев, Бритни Гринер и Пола Н. Уилана, но он не сообщил о прорыве. . Это был их первый разговор с тех пор, как Россия вторглась в Украину.

Во время войны г-н Зеленский открыто призывал к признанию терроризма, ссылаясь в прошлом месяце на «настоятельную необходимость освятить его юридически». Палата представителей готовится к голосованию по резолюции, аналогичной версии Сената, при решительной поддержке г-жи Пелоси.

Разногласия между администрацией Байдена и Конгрессом по поводу этикета перекликаются с дебатами в начале войны на Украине, когда появились первые свидетельства зверств. Когда лидеры Конгресса, в том числе г-жа Пелоси, обвинили российских военных в совершении военных преступлений, г-н Блинкен был осторожен, сославшись на юридические проверки и необходимость доказательств и расследования. Но 16 марта президент Байден сменил эту позицию, объявив г-на Путина «военным преступником».

Риторическое заявление г-на Байдена взбесило Кремль, но оно не имело политического подтекста. Этого не было бы в случае официального определения терроризма.

Высокопоставленный американский чиновник, говоривший на условиях анонимности при обсуждении политики, выразил обеспокоенность тем, что такой шаг ограничит способность администрации освобождать определенные сделки с Россией от западных санкций. Чиновник не уточнил виды деятельности, но США, например, добились того, чтобы торговые санкции не коснулись российского экспорта продуктов питания.

По мнению экспертов в области права, госсекретарь имеет широкие полномочия налагать различные полномочия на другие страны или группы. Но ведомство предпочитает использовать обозначения только в определенных обстоятельствах.

По данным Государственного департамента, определение терроризма влечет за собой ограничения на иностранную помощь США, ограничения на экспорт определенных предметов технологий «двойного назначения», которые могут иметь военное применение, а также запрет на экспорт и продажу средств защиты.

Многое из этого покрывается существующими санкциями. Но открытие может заставить Соединенные Штаты пойти дальше, сказал Грэм в среду, добавив новые ограничения на то, как третьи страны могут взаимодействовать с Россией, не опасаясь санкций США.

«Это означает, что вести дела с Россией под таким названием становится чрезвычайно сложно», — сказал Грэм.

Эксперты говорят, что дипломатические издержки такого шага могут быть значительными, и Путин может выслать всех американских дипломатов из страны. До сих пор Москва разрешала посольству США в Москве оставаться открытыми для некоторых дипломатов, включая посла Джона Дж. Салливана.

Даже во время войны на Украине Соединенные Штаты хотят продолжать работать с Россией по некоторым вопросам, включая международные переговоры с Ираном о восстановлении ядерной сделки 2015 года, стороной которой была Москва и президент которой Дональд Трамп ушел в отставку.

«Для дипломатии нецелесообразно выделять государство, с которым у США многогранные отношения», — сказал Брайан Финукейн, старший советник Международной кризисной группы, в последнее время работавший над военными вопросами и вопросами борьбы с терроризмом в Госдепартаменте.

Однако некоторые сторонники этого назначения не возражали бы против дальнейшей изоляции России.

«То, что государство спонсирует терроризм, ставит Россию в очень узкий круг», — заявил Блюменталь в среду. «Он состоит из таких наций, как Сирия, Иран, Куба, которые находятся за пределами границ цивилизованных стран. Они изгои.

До сих пор официальные лица США использовали этот ярлык в основном в тех случаях, когда государство или его доверенные лица совершали узконаправленные невоенные действия, такие как взрыв гражданского авиалайнера.

«Официальные лица США хотят провести четкое различие между терроризмом и типом конфликта, в котором американские военные могут участвовать в боевых действиях», — сказал Финукейн.

В 2019 году официальные лица Трампа обсуждали предложение наложить ярлык «иностранной террористической организации» на часть иранских вооруженных сил, Корпус стражей исламской революции. Официальные лица Пентагона выступили против этого шага, опасаясь создания прецедента, который может побудить другие страны навязать Соединенным Штатам аналогичное обозначение из-за действий американских военных.

Президент Трамп отклонил это возражение. В рамках переговоров о восстановлении ядерной сделки Иран потребовал, чтобы администрация Байдена сняла ярлык, но Байден отказался.

После объявления объявления о признании террористом официальные лица США часто рассматривают его отмену как политически рискованную, даже при новой администрации, придерживающейся иных взглядов. В одном из своих последних действий в администрации Трампа госсекретарь Майк Помпео назвал Кубу «государственным спонсором терроризма», и администрация Байдена еще не отменила этот шаг, несмотря на скептицизм в отношении его оправдания. (Г-н Трамп исключил Судан из списка спонсоров терроризма в рамках соглашения 2020 года о нормализации отношений с Израилем.)

Г-н Трамп также назвал Северную Корею спонсором терроризма в 2017 году, хотя президент Джордж Буш снял ярлык в 2008 году.

Дэниел Л. Байман, старший научный сотрудник Центра ближневосточной политики Института Брукингса, написал в то время, когда подход Соединенных Штатов к государственной поддержке терроризма «имел много недостатков». Среди них, по его словам, был тот факт, что некоторые очевидные кандидаты, в том числе Пакистан, который Вашингтон считает своим партнером, но разведывательные службы которого связаны с талибами и антииндийскими террористическими группировками, каким-то образом избежали ярлыка.

Чарли Сэвидж предоставленный отчет.

cristiano mbappe