Путин уже угрожал применить ядерное оружие, если цели России на Украине будут и дальше мешать. Аннексия приближает применение ядерного оружия, давая Путину потенциальное оправдание на том основании, что «территориальная целостность нашей страны находится под угрозой», как он сказал в своем выступлении на прошлой неделе.
В пятницу он возобновил угрозу со зловещим комментарием о том, что атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки создала «прецедент» для применения ядерного оружия, повторив сделанные им в прошлом ссылки на вторжение США в Ирак как на создание прецедента для Вторжение России в Украину.
Американские и западные официальные лица говорят, что они по-прежнему считают, что Путин вряд ли выполнит свои угрозы. Скорее всего, говорят они, он надеется отговорить Запад от оказания все более изощренной военной помощи Украине, в то время как мобилизация дополнительных 300 000 военнослужащих позволит России обратить вспять или, по крайней мере, остановить ее военные неудачи на поле боя.
Но угрозы, похоже, только укрепили решимость Запада продолжать поставки оружия в Украину, а украинские военные продолжают продвигаться на оккупированную Россией территорию. В субботу украинская армия взяла под контроль восточный город Лиман на территории, якобы аннексированной Россией в субботу.
Падение еще одной российской линии фронта вызвало призывы к нанесению ядерных ударов некоторыми военными блоггерами и политическими деятелями России, в том числе чеченским лидером Рамзаном Кадыровым, близким союзником Путина. «Нужно принимать более кардинальные меры, вплоть до объявления военного положения в приграничных районах и применения ядерного оружия малой мощности», — написал Кадыров в комментарии на своем Telegram-канале.
В четырех областях, которые Путин объявил о своем намерении аннексировать, — Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской — Россия контролирует лишь часть территории.
Теперь, когда спорные территории считаются Москвой российскими, можно проследить ход событий до первого применения ядерного оружия после атомной бомбардировки Японии в 1945 году.
«Это маловероятное событие, но это худший случай ядерного кризиса с 1980-х годов», когда закончилась холодная война, — сказал Франц-Стефан Гади, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований в Лондоне. «Это очень опасная ситуация, и западные политики должны отнестись к ней серьезно».
Представители США и Европы заявляют, что серьезно относятся к угрозам. Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан заявил в воскресенье, что применение Россией ядерного оружия будет иметь «катастрофические последствия». Он отказался уточнить, какими будут эти последствия, но сказал, что точные последствия были объяснены в частном порядке российским чиновникам «на очень высоком уровне».
«Они хорошо понимают, с чем столкнутся, если пойдут по этой темной дороге», — сказал он.
Европейские официальные лица говорят, что угрозы только укрепили их решимость поддерживать Украину.
«Никто не знает, что Путин решит сделать, никто», — сказал представитель Европейского союза, который на условиях анонимности поднял щекотливую тему. «Но он совсем в углу, он сумасшедший… и для него нет выхода. Единственный выход для него — это полная победа или полное поражение, и мы работаем над последним. Нам нужна Украина, чтобы победить, поэтому мы пытаемся избежать худших сценариев, помогая Украине победить.
По словам чиновника, цель состоит в том, чтобы предоставить Украине военную поддержку, которая ей необходима для продолжения вытеснения России с украинской территории, одновременно оказывая политическое давление на Россию, чтобы она согласилась на прекращение огня и вывод войск, сказал чиновник.
И давление нарастает, «медленно», по словам чиновника, чтобы повысить осведомленность в России и на международном уровне о том, что вторжение было ошибкой. Индия, которая, казалось, встала на сторону России в первые дни войны, выразила озабоченность в связи с разговорами Путина о ядерной войне, а Китай, по-видимому, самый важный союзник России, сообщил, что ему все больше не нравится продолжающаяся путинская эскалация.
Но аннексия и мобилизация еще сотен тысяч военнослужащих также послужили напоминанием о том, что западная стратегия еще не сработала достаточно хорошо, чтобы убедить Путина, что он не может победить, сказал старший научный сотрудник Фонда Карнеги Александр Габуев. за международный мир, которая до начала этого года базировалась в Москве.
Запад надеялся, что успехи Украины заставят Путина отступить, но вместо этого он удваивает ставки. «Снова и снова мы видим, что Владимир Путин рассматривает это как большую экзистенциальную войну и готов поднять ставки, если проиграет на поле боя», — сказал Габуев.
«В то же время я не думаю, что Запад отступит, поэтому сейчас это очень сложный вызов. Мы в двух-трех шагах от того, чтобы Россия не достигла своих целей и не прибегла к тому, что когда-то было немыслимо.
Эти меры по укреплению своих позиций включают в себя ввод Россией на поле боя еще сотен тысяч солдат; эскалация ударов по гражданским объектам и инфраструктуре в Украине; и, возможно, также участвовать в скрытых атаках на западную инфраструктуру.
Хотя Соединенные Штаты и их европейские союзники воздерживаются от прямых обвинений, мало кто сомневается в том, что за саботажем газопровода «Северный поток» в Балтийском море стоит Россия, заявил представитель ЕС.
«Я не думаю, что кто-то сомневается. Это почерк Кремля», — сказал он. «Это признак того, что «посмотрите, что будет, посмотрите, на что мы способны». ”
Ядерное оружие, скорее всего, будет использовано только после того, как мобилизация, саботаж и другие меры не смогут переломить ситуацию, и неясно, что получит Путин, применив его, сказал Гэди.
Несмотря на некоторые дикие прогнозы в российских новостях о том, что Кремль нападет на западную столицу, а Лондон представляется главной целью, более вероятно, что Москва попытается применить на месте одно из своих тактических ядерных боеголовок меньшего размера. По словам Гэди, они берут верх над украинскими войсками.
Самое маленькое ядерное оружие в российском арсенале обеспечивает взрыв мощностью около 1 килотонны, что составляет одну пятнадцатую от мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму, которая нанесет массовые разрушения, но на более ограниченной территории.
Поскольку война ведется на обширной линии фронта в 1500 миль, войска слишком рассредоточены, чтобы быть очевидной целью, уничтожение которой изменило бы ход войны. По словам Гади, чтобы что-то изменить, России придется применить несколько ядерных зарядов или попеременно нанести удар по крупному населенному пункту, такому как Киев, что будет представлять собой массовую эскалацию, вызовет почти верный ответный удар Запада и превратит Россию в государство-изгоя даже с ее союзниками.
«С чисто военной точки зрения ядерное оружие не решило бы ни одной из военных проблем Владимира Путина», — сказал он. «Чтобы изменить оперативную картину, одного удара было бы недостаточно, и он не запугал бы Украину до капитуляции. Это вызвало бы обратное, удвоило бы поддержку Запада, и я думаю, что последовал бы американский ответ.
Вот почему многие считают, что Путин не выполнит свои угрозы. «Несмотря на то, что Путин опасен, он не склонен к самоубийству, как и окружающие его люди», — сказал Бен Ходжес, бывший командующий армией США в Европе.
Представители Пентагона заявили, что не видят никаких действий со стороны России, которые заставили бы Соединенные Штаты скорректировать свою ядерную политику.
Робин Диксон участвовала в подготовке этого отчета из Риги, Латвия.