После написания этой статьи видео с русской рождественской вечеринки SLB на YouTube, опубликованное организатором мероприятия (скриншот выше), было заблокировано как личное.
Неясно, были ли изменены настройки конфиденциальности видео в ответ на запрос Global Witness о комментариях SLB перед публикацией этой статьи.
Рука помощи
В декабре 2023 года технологическая компания Schlumberger (ИНН 7709413265), российская дочерняя компания материнской компании SLB Group Schlumberger NV, подписала скромный контракт с российским научно-исследовательским институтом нефти и газа ВНИГНИ.
Институт, финансируемый из федерального бюджета геологические исследования для поддержки российской разведки ископаемого топлива. Сам контракт стоимостью 13,4 миллиона рублей (около 120 000 фунтов стерлингов на момент написания) сроком на двенадцать месяцев обязывает SLB оказывать поддержку VNIGNI в строительстве моделей нефтяных и газовых месторождений.
Другими словами, Россия наняла SLB для помощи в добыче нефти.
Хотя энергетический сектор России не был полностью подвергнут санкциям, ее финансовый сектор имеет. Под банковскими реквизитами технологической компании Schlumberger, указанными в общедоступных документах к контракту ВНИГНИ, подразумевается счет ПАО «Росбанк».
Росбанк попал под санкции правительства США в 2022 году и ЕС в 2022 году. 2023.
Примечательно, что, учитывая санкции, введенные странами «Большой семерки» с целью нанести ущерб нефтяным доходам России, это не является противозаконным. Ни ЕС, ни США не ввели санкции в отношении научно-исследовательского института ВНИГНИ, и он, судя по всему, не нарушает санкции ЕС в отношении российской дочерней компании юридического лица ЕС, такого как SLB, которая ведет дела с Росбанком.
В комментариях, опубликованных Reuters в мае, заместитель госсекретаря США Джеффри Пайетт сказал что он разговаривал с Ле Пёшем и что SLB понимает «барьеры», которые позволяют компании продолжать работать в России, не нарушая санкций.
На просьбу дать определение этим гарантиям Государственный департамент направил Global Witness к различным публикациям, в том числе к документу Министерства финансов. заявление что «сам энергетический сектор экономики РФ не подлежит всеобъемлющим санкциям».
Действительно, после вторжения Запад выбрано отдавая приоритет сохранению поставок российской нефти, а не решительным действиям, которые могли бы нанести дальнейший ущерб ее экспорту и нефтяным доходам.
Запатентовать будущее
С момента полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году компании SLB запатентовали в России 43 изобретения и зарегистрировали там шесть собственных компьютерных программ.
Большинство этих патентов принадлежат Schlumberger Technology BV, голландской компании группы SLB. За пустыми названиями изобретений («Цементные составы и способы», «Способ гидроразрыва пласта») скрывается ключевая роль СЛБ в российской нефтяной отрасли.
Получение патента может занять годы, и записи показывают, что во многих случаях SLB начала процесс регистрации этих изобретений еще до вторжения.
Но компания продолжала продвигать этот процесс, даже когда война с Украиной затягивалась, выплачивая пошлины в российское патентное ведомство и оформляя необходимые документы для защиты своей интеллектуальной собственности.
Сразу после вторжения Кремль постановил, что патенты изобретателей из «враждебных стран», включая Нидерланды, могут быть свободно нарушены.
Однако, по словам Риикки Палмоса, юриста по товарным знакам финской юридической фирмы Papula Nevinpat, российские суды пока напряженный для защиты интеллектуальной собственности этих компаний.
Для компании, которая планирует (как, по-видимому, и делает SLB) остаться в России, имеет смысл защищать свои изобретения в долгосрочной перспективе.
«Компании, рассматривающие долгосрочную перспективу того, что может произойти в России, могут предпочесть действовать осторожно, добиваясь там патентной защиты», — рассказала Global Witness Григгсу Кэндлеру в Школе права Эмори д-р Марго Бэгли, заместитель декана Асы и профессор права. . Доктор Бэгли говорил в общих чертах, и его не спрашивали конкретно о СЛБ.
Хотя патентные заявки могут раскрыть намерения компаний в России, картина неоднозначна.
Компания Halliburton, один из глобальных конкурентов SLB, получила 35 российских патентов за период, проверенный Global Witness. Baker Hughes, еще один участник, не выиграл ни одного.
Оба компании продали свои российские активы.
Global Witness связалась с Halliburton, чтобы узнать, указывают ли ее новые патенты на ее намерение вернуться в Россию. Компания не ответила.
Пополнение кадрового резерва
Российские вербовщики СЛБ, судя по всему, в этом году работали сверхурочно. В первом квартале 2024 года компания объявила о 19 ярмарках вакансий и презентациях, почти все в университетах, что вдвое превышает показатель за тот же период 2023 года.
«Москва никогда не спит, а Schlumberger никогда не упускает возможности встретиться со студентами! Об этом компания сообщила в российской социальной сети «ВКонтакте», где между уведомлениями о карьерных событиях публикует советы по собеседованию и фотографии покемонов.
Вербовка молодежи является стандартной процедурой работы СЛБ.
«Рекрутинг в начале карьеры всегда был частью культуры SLB», — сказал в 2023 году менеджер по подбору персонала из США. Но интенсивность усилий по набору российских сотрудников за пределами университета вызывает вопросы о проектах SLB в стране.
В начале июня SLB был реклама 125 позиций в России по сравнению с 325 во всех остальных странах присутствия компании вместе взятых.
Эта последняя цифра не включает некоторые позиции начального уровня и стажировки, но, тем не менее, предполагает, что найм в России составляет существенную долю глобальных усилий SLB по подбору персонала.
«Решающее» обучение
Российский сайт SLB анонсировал более 10 курсов повышения квалификации в период с апреля по июнь 2024 года.
По данным Стэнфордской международной рабочей группы по российским санкциям, некоторые из них обучают пользователей PETREL и ECLIPSE — программам моделирования нефтяных пластов и геологии, которые играют «решающую» роль для отрасли.
Эти программы помогают клиентам SLB добывать больше нефти на стареющих месторождениях Западной Сибири, которые составляют основную часть добычи в России.
Точные проекты и объемы добычи нефти, которые были бы экономически нецелесообразны без участия SLB в России, являются предметом споров. Бесспорно то, что технология SLB позволяет дешевле для российских компаний по добыче нефти.
Ставка на Россию
SLB — крупнейшая западная нефтесервисная компания, до сих пор действующая в России. Однако его инвесторов можно было бы простить за то, что они не помнили об этом.
Компания последний годовой отчет доступный на момент написания, начиная с 2022 года, почти не упоминает страну, за исключением запоздалого решения SLB приостановить внедрение новых инвестиций и технологий в свои операции в России.
В июле 2023 года компания сказал это положило бы конец поставкам продукции и технологий в Россию со всех предприятий SLB по всему миру. О другом импорте ничего не сказано.
Согласно анализу таможенных данных Global Witness, с даты этой декларации по 25 апреля 2024 года компании SLB в России импортировали нефтебуровое оборудование и химикаты от индийских поставщиков на сумму около 4,4 миллиона долларов.
Эти поставки включали десятки тысяч килограммов 19 различных буровых химикатов, многие из которых были сброшены компаниями SLB.
Это не является противозаконным, и генеральный директор Ле Пёш осторожно напомнил инвесторам, что деятельность SLB в России не нарушает санкций. Однако это, похоже, демонстрирует пределы обязательств компании прекратить импорт продукции и технологий в Россию.
Тем не менее, решение компании остаться в России – нанимая, патентуя изобретения и обучая следующее поколение работников нефтегазовой отрасли – похоже, не нанесло ей финансового ущерба.
Цена акций SLB выросла более чем на 20% со дня вторжения до начала июля 2024 года. объявление планирует вернуть инвесторам $7 млрд в течение следующих двух лет.
SLB не ответила на многочисленные запросы о комментариях к этой статье.
А потом
Рост цен на нефть и слабый рубль означают, что российское государство примерно восстановилось. 51 миллиард фунтов стерлингов в нефтегазовых доходах в первом полугодии этого года – рост на 41% в годовом исчислении, несмотря на действующие санкции. Это деньги, используемые для ведения войны против Украины.
Спустя более двух лет после вторжения западные правительства медлили и использовали все имеющиеся в их распоряжении инструменты, чтобы нанести ущерб нефтяным доходам России. Эта задержка обходится не дороже, чем Украине.
Группа стран G7 должна расширить санкции, чтобы немедленно запретить нефтесервисным компаниям, таким как SLB, работать в России, одновременно ускоряя внедрение технологий возобновляемой энергетики в стране.