Соглашение ООН о киберпреступности, продвигаемое Россией, может переписать глобальное право. Это… не здорово • Реестр

Специальный отчет На этой неделе переговорщики Организации Объединенных Наций встретились в Вене, Австрия, чтобы сформулировать проект договора о киберпреступности, и группы гражданского общества обеспокоены.

«Мы собрались здесь на пятую сессию переговоров по этому новому соглашению о киберпреступности, которое может радикально изменить уголовное законодательство во всем мире», — сказал Томас Лоннингер, исполнительный директор австрийской группы по технологической политике. , на пресс-конференции в четверг, посвященной переговорам по договору.

«Это представляет собой тектонический сдвиг из-за его глобального характера с точки зрения трансграничного доступа к нашей личной информации».

НАШИ Договор Организации Объединенных Наций о киберпреступности, в случае принятия, должны установить глобальные стандарты правового надзора и правовые процедуры, доступные для расследования и судебного преследования киберпреступников. И то, что появилось до сих пор, созерцает [PDF] более 30 новых киберпреступлений с небольшими уступками свободе слова или правам человека.

В этой пятой переговорной сессии участвуют представители более 100 государств-членов, которые пытаются выработать проекты глав, охватывающих международное сотрудничество, техническую помощь, предотвращение киберпреступлений, детали реализации и другие положения.

Этот Специальный межправительственный комитет первое заседание состоялось 28 февраля прошлого года, а шестая сессия запланирована на август в Нью-Йорке, после чего состоится седьмая сессия в январе 2024 года, когда ожидается, что окончательный проект конвенции будет представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблее ООН.

возражения

Катица Родригес, директор по политике конфиденциальности в Electronic Frontier Foundation, объяснила, что сегодняшнее трансграничное сотрудничество в области киберпреступности проистекает из Будапештский конгресссогласовано в 2001 году государствами-членами в рамках Совета Европы.

Однако Россия, по словам Родригеса, выступила против конвенции о подрыве государственного суверенитета, позволив другим странам расследовать киберпреступления в пределах ее юрисдикции. Так, в 2017 г. Россия предложила заключить новый договор, а в 2019 г. ООН приняла соответствующую резолюцию, поддержанную Россией, Камбоджей, Беларусью, Китаем, Ираном, Мьянмой, Никарагуа, Сирией и Венесуэлой.

Соединенные Штаты и члены Европейского союза выступили против этого предложения, сославшись на опасения по поводу отсутствия защиты прав человека. Тем не менее, по словам Родригеса, Россия продвинулась со своим предложением, и ООН начала переговоры всего через несколько дней после того, как Россия вторглась в Украину.

По ее словам, несмотря на критику со стороны членов ООН, «к апрелю 2022 года многие демократические страны, решительно выступавшие против проекта договора, активно участвовали в переговорах и искали компромисс путем внесения поправок».

Что беспокоит Родригеса и других представителей правозащитных групп на брифинге, так это то, что участники переговоров по договору пойдут на компромисс в отношении слежки, конфиденциальности и прав человека.

Частью проблемы является расплывчатый язык предлагаемых глав. Родригес процитировал главы о международном сотрудничестве, которые могут открыть двери для массового обмена данными, а не для расследований, связанных с конкретными доказательствами. Еще одной проблемой, по ее словам, является положение о двойной уголовной ответственности, которое может заставить государственные органы расследовать действия, которые они не считают преступлениями в своей собственной стране.

«К сожалению, вместо того, чтобы перейти к подходу, основанному на правах человека, в переговорах по договору, в настоящий момент нынешний проект отходит от него», — сказал Родригес. «Такие страны, как Индия, Россия, Китай, Иран, Сирия, Египет и Тонга, даже предложили убрать ссылки на международные обязательства в области прав человека.

По ее словам, еще один проблемный раздел поддерживает «специальные методы расследования». Это сделало бы приемлемой любую форму наблюдения, существует ли она в настоящее время, например, распознавание лиц, или ее еще предстоит разработать.

«Это положение также содержит очень проблемный пункт, который позволяет удалять или заменять данные, передаваемые по сетям», — сказал Родригес.

Барбора Буковска, старший директор по правовым вопросам и политике ARTICLE 19, британской правозащитной организации, сказала, что многие из предлагаемых новых преступлений являются нарушениями речи.

«Это правонарушения, когда вас наказывают за то, что вы говорите или делаете что-то в Интернете, потому что это косвенно связано с использованием компьютера или цифровых технологий», — сказала Буковска. «И есть чрезвычайно расплывчатые и чрезмерно широкие положения, которые государства должны затем воспроизвести в своем национальном законодательстве».

Познакомьтесь с прессой… Краткие репортеры о переговорах по соглашению о киберпреступности

Следствием этого, по ее словам, будет ограничение свободы слова.

«Это должно беспокоить журналистов, правозащитников и активистов в целом, поскольку вы можете быть привлечены к ответственности в соответствии с этими положениями, если они будут приняты в национальном законодательстве», — сказала она.

Раман Джит Сингх Чима, старший международный юрисконсульт и глобальный руководитель отдела кибербезопасности Access Now, американской группы по защите цифровых прав, сказал, что цель договора о киберпреступности должна состоять в том, чтобы сделать людей более безопасными, но нынешний проект предложения делает противоположное, не пойти на уступки добросовестным исследованиям безопасности.

«Мы надеялись, что процесс заключения договора о киберпреступности будет искать четкие формулировки, которые защищают этих исследователей, требуя от государств предъявлять очень высокие требования к умыслу, чтобы сказать, что это не просто вторжение в сеть, а конкретное вторжение со злым умыслом или с намерением причинить вред, который должен быть там», — сказал он.

«И вместо этого мы видели, как штаты отступали. Мы видели, как некоторые штаты говорили «нет», мы хотим иметь как можно более широкое уголовное положение».

Аресты

По словам Чима, расплывчатые правила, которые могут привести к судебному преследованию исследователей в области безопасности, — это не только академический вопрос. Чтобы проиллюстрировать реальный риск плохо составленного договора, он привел пример шведского эксперта по компьютерной безопасности. Ола Биникоторый был арестован в Эквадоре в 2019 году. Перед оправданием Бини предстоял долгий и трудный уголовный процесс просто потому, что он вошел в государственную систему для сканирования потенциальных уязвимостей.

Таня Фачаталер, политический советник Epicenter.works, заявила, что ее группа выступает за включение требования о том, что следственные полномочия, предоставленные и разрешенные в соответствии с договором, не должны ставить под угрозу безопасность связи или цифровых систем.

«Необходимо гарантировать, что взлом со стороны правительства никоим образом не может быть оправдан», — сказал Фачаталер. «Правительственный взлом не похож ни на одну другую существующую форму наблюдения. Он гораздо более навязчивый. Он позволяет удаленный и скрытый доступ к персональным устройствам и данным, хранящимся на них. Реальный. Он может манипулировать данными на устройствах, не оставляя следов».

Необходимо обеспечить, чтобы взлом со стороны правительства никоим образом не оправдывался.

Фачаталер сказал, что в текущих предложениях также отсутствуют средства защиты от нарушений конфиденциальности и какие-либо полномочия по проверке расследований для обеспечения соблюдения применимого законодательства.

«Мы не против более современных правоохранительных методов, так как понимаем, что современные правоохранительные органы в ответ на новые разработки в этой области киберпреступности, конечно, важны и необходимы», — заявила она. «Но текущий проект выходит далеко за рамки этой простой цели».

В августе прошлого года посол в отставке Дебора Маккарти, главный переговорщик США по Договору ООН о киберпреступности, прояснил что Соединенные Штаты хотят, чтобы договор признал обязательства в области прав человека. Поток документ переговоров [PDF] по крайней мере несколько раз упоминает права человека.

Об этом заявил представитель Госдепартамента США. Реестр в электронном письме: «Соединенные Штаты считают, что Специальный комитет (AHC) находится на пути к консенсусному договору, который поможет странам бороться с бедствием киберпреступности. Мы работаем с широким кругом государств-членов и стремимся к тесному договор о правосудии, который укрепляет международное сотрудничество, защищает права человека и поддерживает участие многих заинтересованных сторон.

«Текущая сессия Консультативного комитета экспертов посвящена критическим главам, охватывающим международное сотрудничество, техническую помощь, превентивные меры и выполнение договоров. Такие вопросы, как кибербезопасность, управление Интернетом и криминализация высказываний или терроризма, выходят за рамки и мандат AHC. Соединенные Штаты будут продолжать широко взаимодействовать с государствами-членами и многочисленными заинтересованными сторонами, чтобы установить глобальный стандарт для эффективного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью ®

cristiano mbappe