«Патрулировать, а не тонуть»: российская экономика переживает санкционный шквал

Столкнувшись с волной международных санкций, введенных западными странами в ответ на конфликт, Москва пытается сбалансировать свою экономику. Российская экономика сократился на 4% в годовом исчислении во втором квартале, что было менее драматичным, чем прогнозировали экономисты на уровне 5%.

Более неизбежный крах, которого некоторые ожидали, не материализовался, хотя многие экономисты сосредоточены на долгосрочных структурных проблемах российской экономики, которые правительство и центральный банк пытаются решить.

В течение первых трех полных месяцев после вторжения России в Украину экономика страны рухнула, и аналитики расходятся во мнениях относительно способности страны выдержать долгосрочные последствия введения международных санкций.

Экономика России сократилась на 4% в годовом исчислении во втором квартале, что было менее драматично, чем прогнозируемые экономистами 5%. ЦБ РФ ожидает углубления рецессии в ближайшие месяцы, достигнув пика в первой половине 2023 года.

После бомбардировки санкциями, введенными западными странами в ответ на войну, которая затруднила торговлю и фактически изолировала Россию от мировой финансовой системы, Москва пытается сбалансировать свою экономику.

По словам Лиама Пича, старшего экономиста Capital Economics по развивающимся рынкам, «за последние пару месяцев в различных отраслях появились признаки стабилизации, но мы не ожидаем, что спад достигнет дна до второго квартала 2023 года, и считаем, что после этого экономика в лучшем случае стагнирует.

Немедленный эффект штрафов был смягчен быстрым применением ЦБ РФ мер по контролю за движением капитала и значительным повышением процентных ставок. В результате этих мер местные рынки стабилизировались, а рубль даже вырос, став одной из самых эффективных валют в мире в этом году.

Впоследствии также вступили в силу пакеты фискальных стимулов и значительное снижение процентных ставок, что смягчило краткосрочные последствия санкций. Базовая ставка России была резко снижена на 150 базисных пунктов в конце прошлого месяца, доведя ее до 8%, что стало седьмым снижением подряд с тех пор, как центральный банк начал экстренное повышение на 9,5% (на 20% в конце февраля).как западные санкции ударили по российской экономике и чем это может закончиться

Поскольку центральный банк действовал быстро, чтобы предотвратить финансовый кризис, кризис мог быть намного хуже. Более того, похоже, что устойчивость российской нефтяной промышленности смягчила последствия западных санкций, продолжил Пич. Долгосрочный ущерб российской экономике, напротив, рассматривается многими экономистами как значительно больший, поскольку бегство корпораций и талантов неуклонно снижает экономическую активность и затрудняет доступ к важнейшим технологиям.

Между тем, санкции оказали значительное негативное влияние на ряд секторов экономики: объем производства в обрабатывающей промышленности сократился на 4% за квартал, а производство в импортозависимых отраслях сократилось более чем на 10%.

Кроме того, произошло резкое падение потребительского спроса; После разрушительного инфляционного шока в марте розничные продажи упали на 11% по сравнению с предыдущим кварталом, доверие потребителей резко упало, а денежно-кредитные условия ужесточились.

Однако экономика по-прежнему сталкивается со значительными вызовами, такими как ограничение доступа к западным технологиям и возможный запрет на страхование транспортировки российской нефти, что, по нашему мнению, приведет к падению добычи на 10% в 2019 году».

По данным Capital Economics, ВВП России вряд ли восстановится в течение года и более. Прошло шесть месяцев с момента введения первого раунда международных санкций против России после ее вторжения в Украину 20 февраля. В настоящее время против страны действует более 11 000 международных санкций.

Более неизбежный крах, которого некоторые ожидали, не материализовался, хотя многие экономисты сосредоточены на долгосрочных структурных проблемах российской экономики, которые правительство и центральный банк пытаются решить.

По словам Криса Уифера, генерального директора московской компании Macro-Advisory, «несмотря на натиск санкций и прогнозы многих наблюдателей, российская экономика не рухнула, и, несмотря на сокращение на 5–6% в этом году, она не в опасности. рухнет или может столкнуться с любой формой экономического или финансового кризиса.

Тем не менее, она сталкивается с длинным списком проблем, которые, если их не решить, заставят рост практически остановиться на многие годы вперед, включая 5-7 кварталов низкого однозначного сокращения. В исследовательской заметке, опубликованной в пятницу, Уифер утверждает, что российская экономика «барахтается, а не тонет».

По данным Macro-Advisory, российское государство обеспечивает более 60% ВВП страны по сравнению с менее чем 25% малых и средних предприятий. По его словам, это несоответствие ограничивает развитие в хорошие времена и защищает экономику в плохие времена.Путин подписал закон против журналистов и блогеров |  час новостей PBS

Это седьмой экономический кризис с 1991 года, и, по словам Уифера, «правительство, бизнес и люди к нему привыкли». Хорошо развиты институты поддержки работодателей и в социальной сфере. Между тем деловое доверие вернулось к долгосрочным нормам для производства и услуг после резкого падения в марте и апреле.

Уифер не согласился с недавними прогнозами о том, что экономика движется к «забвению», заявив, что массовая миграция западного бизнеса из России не будет иметь негативных последствий, о которых предполагалось ранее.

«Большинство этих предприятий, которые закрываются, являются либо малыми предприятиями (например, в сфере розничной торговли модной одеждой), либо продаются региональным покупателям». Он утверждал, что только три из 50 крупнейших компаний, контролируемых иностранными компаниями, полностью закрылись. Два других были проданы соседним покупателям, а десять других заявили, что хотят сделать то же самое. Остальные решили остаться. По нашим оценкам, ущерб ВВП составит менее 1%, так как операционные активы останутся в стране.

«Катастрофический» удар, предсказанный исследованием Йельского университета, которое было опубликовано в прошлом месяце после анализа высокочастотных данных о потребителях, торговле и доставке, резко контрастирует с этим. Авторы статьи утверждают, что Россию покинули более 1000 транснациональных компаний и виной тому санкции.файл:флаг-карта россии-edit.svg — wikipedia

Уифер, однако, вовсе не убежден. Учитывая, как мало было сделано в таких областях, как технологии, инжиниринг и специализированные услуги за последние 20 лет, продолжил Уифер, «существуют огромные сомнения в так называемой устойчивости и способности и даже желании России заниматься локализацией». как показали предыдущие кризисы, Россия часто занимается этими вопросами только тогда, когда у нее нет другого выбора.

отредактировал и вычитал Никита Шарма

cristiano mbappe